Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 374 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 374

форм, и благодаря этому разнообразию, поклоняясь Господу, вайшнавы каждый миг ощущают все новую и новую сладость. А все разнообразие, присутствующее в Верховной Личности и преданном служении Ему, проявляется благодаря Лакшми, супруге Господа. Бог – высшая истина, единственная и неповторимая, но при этом имеет бесконечное множество форм. В Нем сочетаются и единство, и множественность. Его красота и обаяние бесконечно разнообразны. То же можно сказать о Его играх, каждая из которых исполнена разнообразия. И все это существует как вечная, проявленная реальность благодаря богине Лакшми.

ТЕКСТ 176

татхаива лакшмйа бхактанам

бхактер локасйа карманам

са са вишеша-ваичитри

сада сампадйате йатах

татха эва – так; лакшмйах – из Лакшми; бхактанам – преданных; бхактех – преданного служения; локасйа – мира; карманам – деяний; са са – каждого в отдельности; вишеша – конкретного; ваичитри – разнообразие; сада – всегда; сампадйате – возникает; йатах – из кого.

Таким образом, именно в Лакшми всегда берет начало то многообразие, которое царит среди вайшнавов, в преданном служении Господу, а также в Его мире и Его деяниях.

КОММЕНТАРИЙ: У Господа много преданных, таких как Шри Шеша и Гаруда. Преданное служение Ему также имеет множество форм – к примеру, слушание и воспевание. Его обитель, Шри Вайкунтха, полна множества богатств. А Сам Господь занят разнообразной деятельностью. Лакшми же – это энергия Господа, посредством которой проявляется все это многообразие. Без ее участия другие энергии Господа не могли бы демонстрировать такое разнообразие, ибо они, будучи полностью духовны по своей природе, по сути едины с Ним.

Слово сада, использованное в этом стихе, указывает на то, что разворачивание трансцендентного разнообразия – процесс вечный и постоянно расширяющийся. Говоря словами «Шри Вишну-самхиты»,

иччха-шактир джнана-шактих

крийа-шактир ити тридха

шакти-шактиматош чапи

на бхедах кашчид ишйате

«Она распространяет себя в три энергии: энергию желания, энергию знания и энергию действия. Между энергией и ее обладателем нет совершенно никакой разницы».

В конце второй главы уже приводилось подробное обсуждение природы разнообразия в Абсолютной Истине. Если говорить вкратце, то смысл обсуждения таков. Возле Господа Нараяны находятся Его различные спутники, такие как Шеша (сын Кадру) и Гаруда (сын Винаты). Вайкунтха, обитель Шри Нараяны, является в материальном мире в разных формах, таких как Шветадвипа или Рамаприялока. В разных частях (ангах) преданного служения Господу, начиная со слушания и повторения, присутствуют разные вкусы. В Своих исполненных разнообразия играх Господь демонстрирует множество чудесных качеств, таких как забота о преданных и сострадание к ним. А в Своей высшей обители Господь наслаждается, и наслаждения Его также разнообразны: Он пьет грудное молоко Своей матери, ползает по земле и играет в детские игры.

ТЕКСТ 177

са ча тасйаш ча са чешта

джнейа тач-чхуддха-севакаих

атаркйа шушка-дустарка-

джнана-самбхинна-манасаих

са – она; ча – и; тасйах – ее; ча – и; са – эта; чешта – деятельность; джнейа – понимается; тат – Его; шуддха – чистыми; севакаих – слугами; атаркйа – непостижимая; шушка – сухой; дустарка – сомнительной логикой; джнана – и знанием; самбхинна – смущенные; манасаих – тем, чьи умы.

Чистым слугам Господа под силу понять Лакшми и ее деяния. Но те, чьи умы сбиты с толку сухим, отвлеченным знанием, добытым с помощью сомнительных рассуждений, не могут осознать ее сущность.

КОММЕНТАРИЙ: Философам никогда не постичь истину о личной энергии Верховного Господа при помощи отвлеченной и ошибочной логики. В тексте 165, доказывая, что Личность Бога посредством Своих экспансий демонстрирует одновременно и единство, и множественность, Нарада говорит: дурвитаркйа хи са шактих («Воистину, эта энергия непостижима»). Теперь он распространяет это понятие непостижимости на все многообразие духовного и материального бытия, которое целиком и полностью исходит из Него.

ТЕКСТ 178

са парапарайох шактйох

пара шактир нигадйате

прабхох свабхавики са хи

кхйата пракритир итй апи

са – она; пара – высшей; апарайох – низшей; шактйох – из энергий; пара шактих – высшая энергия; нигадйате – называется; прабхох – Господа; свабхавики – самостоятельная; са – она; хи – непременно; кхйата – называется; пракритих – природа; ити – так; апи – также.

Из двух видов энергии Господа – высшей и низшей – Лакшми является высшей энергией. Она действует самостоятельно и также носит имя пракрити [природы].

КОММЕНТАРИЙ: Люди, сведущие в науке о Боге, славят главную энергию Всевышнего как Его пара шакти. В «Вишну Пуране» (1.19.176-177) Шри Прахлада противопоставляет ее апара-шакти, низшей энергии Господа:

сарва-бхутешу сарватман

йа шактир апара тава

гунашрайа намас тасйаи

шашватайа сурешвара

йатита-гочара вачам

манасам чавишешана

джнани-джнана-париччхедйа

ванде там ишварим парам

«О душа всех существ и Господь полубогов, я склоняюсь перед этой вечной, но низшей Твоей энергией, которая есть пристанище материальных гун, присущих всем сотворенным существам. Она лишена разнообразия, и ее невозможно вообразить умом и описать словам. Она проводит границу между познающим и его знанием. Я выражаю почтение ей, верховному повелителю этого мира».

Низшая энергия Верховного Господа, называемая Майей, проявляет мертвую материю. Ее не описать словами и не вообразить умом, поскольку она не имеет материальных отличительных свойств (категорий, качеств и т.д.). Это так, ибо по сути своей она является аспектом