Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 375 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 375

Абсолютной Истины. Тем не менее, поскольку ее предназначение – «освещать» всё сотворенное, она проявляет разницу между дживой, познающим, и ее знанием. Точно так же она высвечивает разницу между внешними объектами, такими как глиняные горшки. У низшей энергии Господа еще одно свойство, которое помогает понять ее суть. Она кладет пределы познания для философов-гьяни, всецело посвятивших себя изучению абстрактных истин. Эти философы-теоретики способны лишь строить догадки о ней, не в силах докопаться до истины, ибо низшая энергия ограничивает их познающую способность. Лишь те, в чьих сердцах живет чистая преданность Верховному Господу, обладают силой разума, достаточной, чтобы ее постичь. Ее называют ишвари, поскольку она является одним из сущностных аспектов Господа. В том, что касается вечности и других трансцендентных качеств, она тождественна Ему.

Согласно другому толкованию данного стиха, произнесенного Нарадой, в нем говорится не о низшей энергии, хотя и употребляется слово пракрити. Нарада говорит о том, что высшая энергия Бога, умеющая в совершенстве организовать все исходящее из Господа разнообразие, называется пара, поскольку относится к энергиям наслаждения, принадлежащим к духовной сфере. Также рассказчики Пуран называют ее шакти и пракрити. Слово пракрити значит «неотъемлемая природа» и указывает на то, что она – естественная, самостоятельная энергия Личности Бога. Считается, что она неотлична от Господа, поскольку обладает той же сущностью, что и Он.

ТЕКСТ 179

амшах баху-видхас тасйа

лакшйанте карйа-бхедатах

тасйа эва пратиччхайа-

рупа майа гунатмика

амшах – экспансии; баху-видхах – многих видов; тасйах – ее; лакшйанте – обозначаются; карйа – проявлений; бхедатах – различиями; тасйах – ее; эва – в действительности; пратиччхайа – тени; рупа – в форме; майа – иллюзорная энергия; гуна-атмика – состоящая из материальных гун.

У нее много экспансий, которые носят названия по тем различным проявлениям, которые производят. Майя, состоящая из материальных гун, является ее тенью.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя экспансии божественной энергии Господа бесконечно разнообразны, их можно исследовать с точки зрения тех видимых явлений, которые они производят: многообразия преданных, видов преданного служения и объектов преданности, каждому из которых присущи свои определенные разновидности экстаза, настроения взаимоотношений и внешние черты. Проявления материальной энергии также можно распределить по категориям согласно разным видам деятельности, свойственной кармическому труду, преданности Богу, преследующей корыстные цели, накоплению знаний и т.п., и в каждой категории также будут свои разделы.

В «Вишну Пуране» (1.3.2) Шри Парашара Риши описывает многообразные воздействия творческой энергии Господа:

шактайах сарва-бхаванам

ачинтйа-джнана-гочарах

йато `то брахманас тас ту

саргадйа бхава-шактайах

бхаванти тапатам шрештха

павакасйа йатхошната

«Все сущее обладает собственными энергиями, понять которые можно лишь благодаря трансцендентному разуму. О лучший из аскетов, Высшая Истина также обладает энергиями, и они не являются порождением иллюзии. Посредством этих энергий вершится творение и другие дела. Это энергии принадлежат Всевышнему, как жар – огню». Комментируя этот стих, Шрила Шридхара Свами пишет:

локе хи сарвешам бхаванам мани-мантрадинам шактайах ачинтйа-джнана-гочарах, ачинтйам таркасахам йадж джнанам карйанйатханупапатти-праманакам тасйа гочарах санти. йад ва, ачинтйа бхиннабхиннатвади-викалпаиш чинтайитум ашакйах кевалам артхапатти-джнана-гочарах санти. йата эвам ато брахманах шри-вишнор апи тас татха-видхах саргадйах саргади-хету-бхута бхава-шактайах свабхава-сиддхах шактайах сантй эва, павакасйа дахакатвади-шакти-ват

«Все явления материального мира, такие как драгоценные камни, мантры и так далее, обладают собственными энергиями, понять которые можно лишь благодаря „непостижимому знанию“. Эту разновидность знания получают не посредством теоретических рассуждений, а только сопоставляя реальные факты, которые невозможно объяснить иначе. Или же, если истолковать данный стих иначе, эти энергии непостижимы потому, что невозможно понять их, исходя, например из того, отличаются они или нет. Единственный способ – это артхапатти, то есть предположение, которое поможет объяснить известные факты. Поэтому, как огонь обладает энергиями, такими как способность жечь, так и Абсолютной Истине, Шри Вишну, присущи непостижимые энергии – Его неотъемлемая составляющая, – которые являются причиной творения и так далее».

Вот еще одно высказывание, из шрути («Шветашватара Упанишад», 6.8):

на тасйа карйам каранам ча видйате

на тат-самаш чарбхйадхикаш ча дришйате

парасйа шактир вивидхаива шруйате

свабхавики джнана-бала-крийа ча

«Он не обязан ничего делать и не имеет материальных чувств, чтобы выполнять работу. Нет никого, кто бы сравнился с Ним или превзошел Его. И, как мы слышали из священных писаний, Его высшая энергия обладает множеством аспектов – знанием, силой и движением, – которые действуют самостоятельно».

Таким образом, все явления обладают собственными непостижимыми энергиями, как огонь – способностью обжигать. А у Всевышнего есть Свои непостижимые энергии, которые неотличны от Него Самого. Это подтверждает стих из шрути, процитированный выше: парасйа шактир вивидхаива шруйате. Таким образом, ничто не одолеет энергии Всевышнего, подобно тому, как даже самые могущественные носители невидимой силы в материальном мире (драгоценные камни, мантры и т.п.) не могут справиться с обжигающей энергией огня. Одним словом, Всевышний обладает вечным, неограниченным могуществом. Как говорится в «Брихад-араньяка Упанишад» (4.4.42), сада айам асйа сарвасйа ваши сарвасйешанах сарвасйадхипатих: «Этот Всевышний – вечный повелитель всего сущего, владеющий и управляющий всем в этом мире». Посредством Своей энергии, называемой Майей и являющейся тенью Его внутренней энергии наслаждения (чид-виласа-шакти), Верховный Брахман творит, поддерживает и уничтожает мир. Майя, проявляющая три гуны