Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 377 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 377

– плодами деятельности; эка – один; датух – из награждающих; йоги-ишвараих – учителями йоги; арчйа – почитаемые; пада-амбуджасйа – чьи лотосные стопы; кришнасйа – Кришны; шактйа – могуществом; джанитам – созданное; тайа – ею; йат – которое; нитйам – вечное; ча – и; сатйам – реальное; ча – и; парам – трансцендентное; хи – непременно; тат-ват – как Он.

Господь Кришна – единственный, кто награждает живое существо плодами всех его праведных поступков. Его лотосным стопам поклоняются учителя йоги. Все, что создает Его материальная энергия, вечно, истинно и неподвластно иллюзии, как и Он Сам.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку даже у джив есть способность творить подлинные создания, все, что производит на свет вездесущая энергия Верховного Господа, по определению является еще более истинным и реальным. Аскеты и праведники, занятые благочестивой деятельностью, благодаря своим усилиям получают чудесные плоды. Но награждает их этими плодами Верховный Господь Кришна, и только Он.

ТЕКСТ 185

эвам бхагавата тена

шри-кришненаватарина

на бхидйанте `ватарас те

нитйах сатйаш ча тадришах

эвам – поэтому; бхагавата – от Личности Бога; тена – Его; шри-кришнена – Шри Кришны; аватарина – источника воплощений; на бхидйанте – неотличны; аватарах – воплощения; те – они; нитйах – вечные; сатйах – реальные; ча – и; тадришах – такие.

Воплощения Шри Кришны, изначальной Личности Бога, также неотличны от Него, своего источника. Подобно Ему, они также вечные и сущие.

КОММЕНТАРИЙ: Сейчас Нарада подошел к главному моменту: Шри Кришнадева превосходит все прочие формы Верховного Господа. Кришнас ту бхагаван свайам: «Кришна – изначальная Личность Бога» (Бхаг., 1.3.28). Чтобы подготовить Гопа-кумара к этому, Нарада резюмирует то, что было сказано прежде, и говорит, что все аватары Бога подобны Кришне, ибо обладают теми же качествами вечности (нитья) и реальности (сатьям). Таким образом, все формы Бога, такие как Господь Бадаринатха и Господь Вайкунтханатха, неотличны от Господа Голока-натхи.

ТЕКСТ 186

эках са кришно никхилаватара-

самашти-рупо вивидхаир махаттваих

таис таир ниджаих сарва-вилакшанаир хи

джайатй анантаир бхага-шабда-вачйаих

эках – один; сах – Он; кришнах – Кришна; никхила – из всех; аватара – воплощений; самашти – объединенная; рупах – форма; вивидхиах – различными; махаттваих – совершенствами; таих таих – каждым из них; ниджаих – Его собственными; сарва – из всего остального; вилакшанаих – которые отличаются; хи – в действительности; джайати – победоносные; анантаих – которые безграничны; бхага-шабда – словом бхага; вачйаих – которые обозначаются.

Только Кришна – источник всех воплощений Бога. Его совершенства бесконечно разнообразны, и таких нет больше ни у кого. Благодаря этому Он – Всевышний и всегда останется Им. Его совершенства называют словом «бхага».

КОММЕНТАРИЙ: Все частичные воплощения Бога неотличны друг от друга, однако Кришна, будучи источником всех остальных воплощений, является верховным. Нарада называет Кришну самашти-рупа. Это значит, что в Кришне незримо присутствуют все остальные формы Бога. Только Кришна, Господь Голоки, во всей полноте обладает особыми совершенствами Верховного Господа, и все они исключительны, беспредельны, неисчислимы, не поддаются описанию и не встречаются в таком же виде больше ни у кого. Эти совершенства называет Парашара Риши в «Вишну Пуране» (6.5.74):

аишварйасйа самаграсйа

вирйасйа йашасах шрийах

джнана-ваирагйайош чаива

шаннам бхага итингана

«Полная независимость, отвага, красота, слава, мудрость и отрешенность – эти шесть свойств называются бхагой [достояниями]».

ТЕКСТ 187

нарайанад апй аватара-бхаве

самвйаджйаманаир мадхураир мано-джнаих

тат-према-бхактйардра-хрид-эка-ведйаир

махатмйа-варгаир вивидхаир вишиштах

нарайанат – чем Нараяна; апи – также; аватара – как воплощение; бхаве – в Его явлении; самвйаджйаманаих – который демонстрирует; мадхураих – более сладостные; манах-джнаих – более пленительные; тат-према-бхактйа – любовной преданностью Ему; ардра – смягченным; хрит – сердцам; эка – только; ведйаих – ведомыми; махатмйа-варгаих – многими достоинствами; вивидхаих – различными; вишиштах – кто отличается.

Кришна и Нараяна – не одно и то же, ибо, нисходя в материальный мир, Кришна демонстрирует во всей полноте многие уникальные достоинства, которые присущи лишь Ему одному; чарующие, пленительные достоинства, ведомые лишь тем, чьи сердца плавятся от према-бхакти.

КОММЕНТАРИЙ: У кого-то может возникнуть сомнение: если Нараяну, Господа Вайкунтхи, в ведических писаниях также называют аватари, источником всех воплощений, как может Шри Кришна быть выше Нараяны? Ответ Нарады содержится в этом стихе. Кришна – всеславный Господь, Верховная Личность Бога, затмевающий своим величием всех, в том числе Господа Вайкунтхи. Нисходя в материальный мир, Кришна демонстрирует Свои самые сладостные качества, которые пленяют сердца всех и каждого.

Какие же качества возвышают Шри Кришну над всеми аватарами и даже над аватари – Нараяной? Чтобы правильно понять это, нужно сердце, умягченное чистой любовью к Кришне. Но даже не обладая им, можно принять во внимание, что большинство форм Бога, таких как Нараяна из Бадарикашрама, суть лишь аватары, тогда как Господь Вайкунтхи, верховный повелитель Шри Нараяна, – не аватара, а аватари. Но Кришна – это и аватари, и аватара. Таким образом, в качестве аватары Кришна демонстрирует сладость Своих многообразных лил, а как аватари – Свой верховный статус абсолютного властелина. Поэтому Кришна – наивысшая форма Бога.

В дальнейших главах «Шри Брихад-Бхагаватамриты» несравненное величие Кришны будет обсуждаться