Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 379 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 379

Господь не ведет себя со всеми преданными одинаково, не лишает величия Его беспредельное сострадание. Напротив, личностный подход к слугам лишь прибавляет Ему доброй славы, ибо каждый Его преданный наслаждается наивысшим возможным для себя счастьем. Благодаря самой природе преданного служения, никто из преданных Господа не испытывает недовольства. На райских планетах, как и в других местах материального мира, неравенство всегда введет к столкновениям и зависти, чего не бывает во взаимоотношениях Верховного Господа и Его преданных. Их счастье никогда не нарушают такие нежелательные эмоции как соперничество, зависть и т.п. Те, кто следует по пути чистого преданного служения, защищены от их дурного влияния, равно как и от ложной гордости и озлобленности на окружающих. Вайшнавы от природы дружелюбны к другим вайшнавам. Свободные от зависти, они могут спокойно преследовать свои подлинные интересы.

ТЕКСТ 192

на сач-чид-ананда-гханатманам хи

св-алпе `пи саукхйе баху-саукхйа-буддхих

самсариканам ива напи туччха-

сукханубхутир йатинам ива сйат

на – не; сат-чит-ананда – в вечности, знании и блаженстве; гхана – полная; атманам – чья сущность; хи – в действительности; су-алпе – намного низшее; апи – в действительности; саукхйе – в счастье; баху – великого; саукхйа – счастья; буддхих – идея; самсариканам – материалистов; ива – как; на – не; апи – также; туччха – незначительное; сукха – счастья; анубхутих – ощущение; йатинам – санньяси-имперсоналистов; ива – как; сйат – есть.

Поскольку чистые преданные Господа погружены в свою истинную сущность, которая есть вечность, знание и блаженство, они не считают низшее счастье чем-то значительным. Они не предаются низменным наслаждениям, подобно карми и санньяси-имперсоналистам.

КОММЕНТАРИЙ: Обычные люди могут по неведению считать ничтожное счастье огромным, но вайшнава не проведешь. Поскольку материалистом, плененным в круговороте рождений и смертей, движет жажда чувственных наслаждений, истинное счастье для него – возбуждение чувств при соприкосновении их со своими объектами. Аналогичным образом санньяси-имперсоналисты развивают знание о своей духовной сущности, в надежде найти истинное счастье в освобождении. Но в большинстве случаев эти санньяси не достигают даже того ничтожного счастья, к которому стремятся. Причина разочарования, которое приходится пережить материалистам и имперсоналистам, кроется в их неспособности осознать свою истинную духовную природу. Тому, кто воистину постиг свое «я», осознав себя чистым духом, материальное счастье никогда не покажется полным. И его не прельщают пустые чувственные наслаждения и ничтожное счастье освобождения в безличном Брахмане, ибо блаженство, в которое он погружен, неизмеримо сильнее.

ТЕКСТ 193

таратамйам ту калпйета

сва-сва-севанусаратах

тад-тад-раса-саджатийа-

сукха-ваичитрй-апекшайа

таратамйам – иерархия; ту – но; калпйета – воображаемая; сва-сва – их собственным; сева – служением; анусаратах – в соответствии с; тат-тат – отдельного для каждого; раса – вкусам; саджатийа – соответствующего; сукха – счастья; ваичитри – из разных видов; апекшайа – извлечением.

Иерархия преданных условна. В ее основе иерархия форм служения, которым заняты преданные, и счастья, которое каждый преданный получает от своих взаимоотношений с Господом.

КОММЕНТАРИЙ: Каждый чистый вайшнав получает результат согласно тому положению в преданном служении, которое он занимает. Какова же в таком случае основа разделения преданных на более или менее значительных? В действительности, такого разделения нет. Оно носит условный характер и существует лишь для того, чтобы сравнивать между собой различные виды преданного служения. Каждый тип взаимоотношений живого существа с Господом, то есть раса, и соответствующие ей разновидности наслаждений для удобства можно оценивать с точки зрения относительного совершенства. Занимаясь девятью видами духовной практики (такими как слушание и воспевание) и выполняя служение Господу на Вайкунтхе (например, лично сопровождая Господа, массируя Его стопы, убирая Его волосы или охраняя вход в Его владения), каждый преданный наслаждается наивысшим возможным для себя счастьем, которое он ощущает от своего служения своему почитаемому Господу. Допустив существование иерархии форм служения, на ее основе можно разработать иерархию счастья, и, соответственно, классифицировать и преданных. Но даже если допустить, подобно некоторым, что такое деление и впрямь существует, ни один чистый вайшнав не сочтет себя обделенным. Все преданные Господа полностью удовлетворены и счастливы.

ТЕКСТ 194

ваикунтха-васино хй эте

кечид ваи нитйа-паршадах

паре кришнасйа крипайа

садхайитвемам агатах

ваикунтха-васинах – жители Вайкунтхи; хи – непременно; эте – эти; кечит – некоторые; ваи – непременно; нитйа – вечные; паршадах – спутники; паре – другие; кришнасйа – Господа Кришны; крипайа – по милости; садхайитва – достигшие совершенства; имам – сюда; агатах – пришли.

Некоторые из обитателей Вайкунтхи – вечные спутники Господа Кришны. Другие же попали сюда по Его милости, заслужив такое право.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку слуги Верховного Господа по природе своей полностью духовны, как и Он Сам, кто-то может усомниться в том, что между преданными и Господом, слугой и господином существует какая-то разница. В текстах со 194 по 199 эти сомнения разрешаются. Некоторые жители Вайкунтхи всегда были там, как, например, Ананта-Шеша или Гаруда. Другие, такие как Бхарата, Прияврата, Джая и Виджая пришли на Вайкунтху из материального мира, став спутниками Господа относительно недавно. Право войти на Вайкунтху они получили в результате успешной практики преданного служения.

ТЕКСТ 195

бхаджанананда-самйе `пи

бхедах кашчит пракалпйате

бахйантарина-бхавена

дура-паршва-стхатадина

бхаджана – поклонения; ананда – блаженства; самйе – в равенстве; апи –