Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 383 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 383

и Его чистые преданные, принимались как истина. Поэтому Гопа-кумар озадачен. Любой разумный человек, несомненно, согласится, что Божества – это Сам Господь, Верховная Личность Бога. И всем Им надлежит поклоняться с верой – будь то Шри Санкаршана или Божества из других областей Бхурлоки, такие как Шри Ранганатха и Джаганнатха, присутствующие в Своих трансцендентных городах на Земле. Эти особые воплощения Господа являют собой пратиму («образ») и арчу («Божество, которому поклоняются»). Но в священных писаниях два этих слова нередко используются для того, чтобы подвергнуть критике ограниченные представления неопытных преданных. Значит ли это, что Божества – низшие формы Бога? Гопа-кумар надеется, что Нарада прояснит это его сомнение.

ТЕКСТ 206

тач чхрутвоктам прабхох пуджа-

маргади-гурунамуна

уттхайа параманандан

мам ашлишйедам уттарам

тат – это; шрутва – слыша; уктам – сказал; прабхох – Господу; пуджа – поклонения; марга – пути; ади – и так далее; гуруна – наставником; амуна – его; уттхайа – встав; парама – величайшего; анандат – от блаженства; мам – меня; ашлишйа – обняв; идам – этот; уттарам – ответ.

Нарада Муни – первый духовный учитель на пути поклонения Божеству Господа. Услышав мои вопросы, он встал, обнял меня в приливе величайшего блаженства и отвечал так.

КОММЕНТАРИЙ: Составив «Нарада Панчаратру», Нарада Муни давным-давно стал изначальным учителем поклонения Божеству как одного из методов чистого преданного служения Господу. Упомянутое в данном стихе слово марга означает «путь», а, поскольку оно происходит от глагола мриг («искать»), его можно перевести и как «плод усилий».

ТЕКСТЫ 207 – 209

шри-нарада увача

пратима йа майоддиштах

сакшад-бхагавата самах

тасам арчана-махатмйам

тавад астам су-дуратах

адйам адхуниким варчам

сва-дхармадй-анапекшайа

сакшач-чхри-бхагавад-буддхйа

бхаджатам критимам апи

на патитйади-дошах сйад

гуна эва махан матах

севоттама мата бхактих

пхалам йа парамам махат

шри-нарадах увача – Шри Нарада сказал; пратимах – Божества; йах – которые; майа – мной; уддиштах – указанные; сакшат – изначальной; бхагавата – Личности Бога; самах – равны; тасам – этим Божествам; арчана – поклонения; махатмйам – славе; тават астам – что говорить о; су-дуратах – находящемуся далеко; адйам – древнему; адхуниким – новому; ва – или; арчам – Божеству; сва-дхарма-ади – к своим религиозным обязанностям и тому подобному; анапекшайа – без внимания; сакшат – непосредственно; шри-бхагават – Верховным Господом; буддхйа – считая; бхаджатам – для тех, кто поклоняется; критримам – искусственное; апи – даже; на – не; патитйа-ади – падения и тому подобного; дошах – недостаток; сйат – есть; гунах – добродетелью; эва – скорее; махан – великой; матах – считается; сева – служением; уттама – высочайшим; матах – считается; бхактих – преданное служение; пхалам – плод; йа – который; парамам – самый; махат – превосходный.

Шри Нарада сказал: Все Божества, о которых я упомянул, тождественны изначальной Личности Бога. Излишне даже упоминать, сколь великой славы достойно поклонение Им. Те, кто поклоняется Божеству, считая Его Самим Господом, – будь это Божество древним, новым или даже воображаемым, – не утратят своего религиозного статуса и не потерпят неудач в остальных делах, даже если станут пренебрегать предписанными обязанностями и другими подобными принципами. Напротив, поведение их должно считаться достойным подражания. Поклонение Божествам надлежит считать возвышенной разновидностью преданного служения, приносящей лучший из его плодов.

КОММЕНТАРИЙ: Даже нерегулярное поклонение Верховному Господу в форме Божества благотворно во всех отношениях. Благодаря могуществу бхакти, даже те, кому не удается соблюдать все предписанные системой варнашрамы обязанности, не считаются отклонившимися от стандартов цивилизованного поведения, если они поклоняются Божеству. Не следует по каким-то материальным причинам считать их недостойными, как не стоит и порицать за несовершенное знание методов поклонения. Как правило, оскорбления, нанесенные Божеству во время ритуального поклонения, влекут за собой дурную славу в этой жизни и адские наказания – в следующей. Но такое поклонение, которое совершается с верой и преданностью, является трансцендентным. Тем, кто занят преданным служением, прощается нехватка материальной квалификации:

мат-карма курватам пумсам

крийа-лопо бхавед йади

тешам кармани курванти

тисрах котйо махаршайах

«Если тем, кто преданно служит Мне, не удается исполнить какие-то кармические обязанности, тридцать миллионов возвышенных мудрецов сделают это за них» («Падма Пурана»).

Общее мнение, к которому пришли святые в этом вопросе заключается в том, что поклонение Божеству Верховного Господа с верой и преданностью всегда достойно похвалы. А возвышенные ачарьи вайшнавов считают поклонение Божеству главным практическим методом чистого преданного служения. Главное значение слова бхакти – это сева («служение»), а служение Господу в форме Божества включает в себя элементы всех методов бхакти-йоги. Это поклонение дарует высшее совершенство жизни, которое намного превосходит те цели, к которым ведут человеческие усилия четырех основных категорий.

ТЕКСТ 210

сиддхих сйад бхагавад-дриштйа

трина-саммананад апи

сакрид уччаранан нама-

бхасасйа шраванат татха

сиддхих – совершенство; сйат – будет; бхагават – Господа; дриштйа – видением; трина – травинку; саммананат – почитанием; апи – также; сакрит – один раз; уччаранат – повторением; нама – имени Господа; абхасасйа – тени; шраванат – слушанием; татха – и.

Даже почитая травинку, можно достичь совершенства – если видеть присутствие в ней Всевышнего. И если человек хотя бы раз повторит или услышит имя Господа или даже его бледное