Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 385 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 385

и Самого Господа. Эти глупцы, низшие из преданных, не обретают обещанных результатов поклонения.

КОММЕНТАРИЙ: Когда в священных писаниях критикуются те, кто привязан к поклонению Божеству, на самом деле эта критика направлена против оскорбителей, считающих Божество лишь образом Верховного Господа, а не Им Самим. Такие идолопоклонники считают Божество лишь куском камня, дерева или металла. Они выдумывают собственные формы Господа, не ведая о том, что подлинное Божество является по собственному умыслу. И еще они не помнят о том, что Господь присутствует в Своих преданных. Поскольку у таких оскорбителей отсутствует должное почтение к Божеству и вайшнавам, они естественным образом оскорбляют все живые существа и нарушают основные предписания Вед.

Некоторые вайшнавы свободны от влияния гун природы, другие же по-прежнему обусловлены благостью, страстью и невежеством. В данном стихе те, кто поклоняется Божеству с оскорблениями, названы низшими из преданных. В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.47) такие люди именуются пракрита, что значит «материалист»:

арчайам эва харайе

пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу

са бхактах пракритах смритах

«Преданный, который с верой поклоняется Божеству в храме, но при этом не умеет правильно вести себя с другими преданными или же людьми в целом, называется пракрита-бхактой, преданным-материалистом. Считается, что он находится на самой низкой ступени преданного служения» (Бхаг., 11.2.47).

Высказывание священных писаний о том, что Божеству поклоняются менее разумные люди (пратима манда-буддхинам), относится к преданным низшего класса, которым не хватает духовного разума. Они не получают благ от поклонения Божествам, описанных в шастрах:

йо мам сарвешу бхутешу

сантам атманам ишварам

хитварчам бхаджате маудхйад

бхасманй эва джухоти сах

«Тот, кто поклоняется Божеству в храме, но не знает, что Верховный Господь в виде Параматмы находится в сердце каждого живого существа, пребывает в невежестве и подобен человеку, бросающему жертвенные дары в золу» (Бхаг., 3.29.22). Иначе говоря, Господь, Личность Бога, не принимает их поклонение.

В своих молитвах, обращенных к Господу Нрисимхе, Шри Прахлада Махараджа говорит:

наиватманах прабхур айам ниджа-лабха-пурно

манам джанад авидушах каруно врините

йад йадж джано бхагавате видадхита манам

тач чатмане прати-мукхасйа йатха мукха-шрих

«Верховный Господь, Личность Бога, всегда полностью удовлетворен. Когда преданные подносят что-либо Господу, эти подношения по Его милости совершаются на благо самих же преданных, ибо Господь не нуждается в том, чтобы Ему служили. Так, если человек украшает свое лицо, отражение его лица в зеркале тоже становится украшенным» (Бхаг., 7.9.11).

В этой молитве Прахлада называет Господа Нрисимху личным господином (прабху) всех живых существ и своей собственной жизнью и душой (атманах прабхур айам). Все, чем обладают дживы, на самом деле принадлежит Верховному Господу. Тем не менее, Господь, при всей Своей доброте, отвергает почтение и подношения от глупцов-материалистов (джанад авидушах). Признаки их недалекости описаны в данном стихе «Брихад-Бхагаватамриты». Такие обусловленные души считают Божество Верховного Господа обычной материальной статуей, а поклонение Ему – бессмысленным ритуалом. Они непочтительны по отношению к преданным Господа и ко всем живым существам в целом. Поэтому Господу не нужны их подношения. То же самое Шри Нарада утверждает и в «Шримад-Бхагаватам» (4.31.21):

на бхаджати ку-манишинам са иджйам

харир адханатма-дхана-прийо раса-джнах

шрутва-дхана-кула-карманам мадаир йе

видадхати папам акинчанешу сатсу

«Господь, Верховная Личность Бога, становится очень дорог преданным, которые не имеют никакой материальной собственности, но обладают даром преданного служения, приносящим им счастье. Служение таких преданных доставляет Господу подлинное наслаждение. Те же, кто кичится материальным образованием, богатством, знатным происхождением и достижениями в кармической деятельности, очень гордятся тем, что у них есть, и в гордыне своей нередко насмехаются над преданными. Даже если такие люди поклоняются Господу, Господь никогда не принимает их поклонения».

Есть несколько вариантов истолкования процитированной выше молитвы Прахлады Махараджа. То, что Верховный Господь полностью удовлетворен Своими достояниями, означает, что Он удовлетворен ощущением великого блаженства. Несмотря на это, Он принимает подношения от разумных преданных. Будучи очень сострадателен к вайшнавам, Господь ради их блага поступает так, словно нуждается в этих подношениях, и милостиво принимает их. С другой точки зрения, слова ниджа-лабха-пурна указывают на то, что Господь становится полностью удовлетворен (пурна) премой – достоянием (лабха), которое обретают Его близкие преданные (ниджа). Или же Господь бывает удовлетворен их поклонением (лабхой, которую Он получает от них). Поскольку чистые преданные исполняют все Его желания, Господа не прельщают подношения от кого-то еще.

Но не следует думать, что преданные, чье поклонение пока еще несовершенно, расходуя на служение Божествам деньги и прочие ресурсы, просто выбрасывают их на ветер. Как бы человек ни поклонялся Верховному Господу, результат в любом случае будет для него благом (атмане). Прахлада Махарадж приводит следующий пример. Прекрасные черты человека, включая и благоприятный знак тилаки у него на лбу, естественным образом отражаются в зеркале вместе со всем его обликом. Но красота отражения – лишь подобие изначальной красоты человека. Аналогичным образом и ритуальное поклонение – лишь подобие чистой преданности. Поэтому преданные-материалисты не достигают главной цели преданного служения – чистой любви, ибо Господу не доставляют особого удовольствия их подношения. Такие люди получают лишь материальные блага.

Есть еще