Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 386 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 386

один вариант, как можно понять молитву Прахлада. Хотя Господь очень милостив, Он не принимает поклонение неразумного человека, которому недостает духовной мудрости и который поэтому поклоняется Богу ради собственных эгоистических целей (атмане), а не для удовлетворения Господа. Но почему же такие люди, чтобы достичь исполнения своих корыстных желаний, поклоняются Богу? Потому, что, не делая подношений Господу, они не смогут достичь своих целей, как зеркало не может отразить украшения, если они отсутствуют на лице.

С другой точки зрения, из сострадания Верховный Господь принимает все, что разумный преданный предлагает Ему. Но если это поклонение преследует корыстные цели, результат его будет лишь подобием того, который мог бы быть. Так красота, отраженная в зеркале, – лишь подобие подлинной красоты. Вместо того, чтобы достичь подлинного успеха – обрести чистую бхакти, преданный-новичок получает лишь какое-то мелкое вознаграждение. Только поклонение, совершаемое с одной-единственной целью – доставить удовольствие Верховной Личности Бога, – приводит к сокровищу према-бхакти. Тогда преданный достигает Шри Вайкунтхи или другой обители Господа и получает возможность лично лицезреть Его и общаться с Ним.

Возможен и другой вариант истолкования. Поскольку всемогущий Господь, Верховная Личность, и так полностью удовлетворен Своими достояниями, Ему не нужны подношения джив-материалистов. Но даже если у Господа нет причин принимать такое поклонение ради собственного удовольствия, почему бы не принимать его для блага поклоняющегося? Ответ таков: отвергая подношение глупца, который даже не может понять, что является благом для него, а что – нет, Господь в действительности проливает на него милость. Видя разочарование и тревогу того, кто потратил деньги и силы на ритуальное поклонение, лишенное преданности, Господь милостиво игнорирует его поклонение, чтобы побудить материалиста прекратить свои бесплодные старания.

Тот, кто пытается поклоняться Господу, может быть неразумным (авидушах) в том смысле, что не знает правил поклонения. К примеру, совершая жертвоприношения, он может причинить вред невинным животным. Должен ли Господь – главный из тех, кому поклоняются, – вознаградить и такого преданного? Ответ остается тот же: Господь, Верховная Личность Бога, всемилостив. Вознаграждая совершающего жертвоприношение, Он тем самым поощрял бы подобные ритуалы и так навредил бы животным, уготованным на заклание.

Или же, будучи доволен собственными достояниями, Господь не принимает подношений ни для Себя Самого, ни для Своих преданных. Причина – в том, что материалисты не слишком разумны, а Господь очень добр. Как правило, человек не знает точно, пойдет ли ему во благо его подношение Верховному Господу. Он просто продолжает трудиться в невежестве, с великим трудом собирая необходимые для поклонения предметы. И несмотря на это, Господь, которому нестерпимо видеть эти его хлопоты, отказывается принимать поклонение такого человека, таким образом проявляя Свое беспримерное сострадание.

Так есть ли смысл обычному человеку пытаться поклоняться Господу? Да, такая попытка принесет пользу, ибо в конечном счете приведет его к конечной цели (атмане), тогда как другие усилия не дадут ничего. Красота человека, отраженная в зеркале, – это его красота, а не чья-нибудь еще. Если нет этой изначальной красоты, не будет ее и в зеркале. Иначе говоря, тот, кто стремится к преданному служению, должен попытаться удовлетворить Господа, пусть даже попытки его будут несовершенны. Нет иного способа достичь совершенства жизни.

Есть еще один вариант истолкования молитвы Прахлады. Будучи другом и господином (прабхух) всех живых существ (атманах), Верховный Господь доволен (пурна), когда Его преданные достигают успеха (ниджа-лабдха) и Он таким образом получает возможность с любовью общаться с ними. Или так: хотя Господь уже полностью удовлетворен, а благодаря чистым преданным все желания Его исполнились, не принимает ли Он подношений и от менее разумных людей? Разумеется, принимает, тем самым отступая от Своей обычной манеры поведения. Почему? Потому что Он всемилостивый. Если бы Он не стал принимать подношения тех, кто поклоняется Ему, эти люди никогда бы не смогли достичь желанного успеха. Пока дживы не будут предлагать Верховной Личности Бога все, что могут, они не получат никакого подлинного блага. Если Верховный Господь милостиво согласится принять поклонение, преданный постепенно достигнет высшего совершенства, даже если поклонение это не свободно от скверны и в ближайшие сроки приносит лишь самые ничтожные плоды.

ТЕКСТ 216 – 217

йадй апй ашеша-сат-карма-

пхалато `дхикам уттамам

тешам апи пхалатй эва

тат-пуджа-пхалам атмана

татхапи бхагавад-бхакти-

йогйам на джайате пхалам

ити садху-вараис тат тат

татра татра вининдйате

йади апи – хотя; ашеша – всей; сат-карма – благочестивой мирской деятельности; пхалатах – чем плод; адхикам – больше; уттамам – высочайший; тешам – из них; апи – хотя; пхалати – приносит; эва – в действительности; тат – этого; пуджа – поклонения; пхалам – плод; атмана – сам по себе; татха апи – тем не менее; бхагават-бхакти – для преданного служения Верховному Господу; йогйам – подходящий; на джайате – не порождается; пхалам – плод; ити – так; садху-вараих – лучшими из святых; тат-тат – всеми ими; татра татра – в различных местах; вининдйате – порицается.

Хотя результат их поклонения Хари сам по себе выше, чем результаты любой мирской благочестивой деятельности, они