Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 390 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 390

их с толку, и они смеются над преданными. Поскольку такие люди не желают достичь преданного служения, Верховный Господь прячет от них Свою према-бхакти.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь не дарует глупцам према-бхакти ради их собственного же блага. Материалисты, не обладая духовным видением, не могут как следует разобраться, что же такое чистая любовь к Богу. И когда вайшнавы демонстрируют признаки экстаза премы – громкий плач и великие мучения – материалисты, которым вовсе не хочется испытать нечто подобное, просто смеются над преданными. Внешние признаки чистой любви к Богу, несомненно, способны смутить обычного человека. Ибо люди никак не могут решить, что это: великие муки или огромное наслаждение. А поскольку Верховный Господь испытывает безграничное сострадание к каждому живому существу, Он не раскрывает тайны чистого преданного служения тем, кто к этому не готов.

ТЕКСТ 232

са-премака бхактир атива-дурлабха

сваргади-бхогах су-лабхо `бхаваш ча сах

чинта-маних сарва-джанаир на лабхйате

лабхйета качади кадапи хатакам

са-премака – с чистой любовью; бхактих – преданное служение; атива – крайне; дурлабха – трудно достижимое; сварга-ади – райских планет и так далее; бхогах – наслаждения; су-лабхах – легко достижимое; абхавах – прекращение материального существования; ча – и; сах – это; чинта-маних – философский камень; сарва-джанаих – всеми людьми; на лабхйате – не обретается; лабхйета – может быть найдено; кача-ади – стекло и тому подобное; када апи – или иногда; хатакам – золото.

Редко кто достигает преданного служения, сопровождающегося премой. А райские наслаждения и свобода от материального существования, напротив, достаются легко. Редко, очень редко люди находят драгоценный камень чинтамани. Обычно им попадается только стекло, и иногда – золото.

КОММЕНТАРИЙ: В раю, на Земле, в мирах, расположенных ниже Земли, и на планетах мудрецов доступны различные наслаждения и есть все возможности повелевать. И всего этого легко может достичь любой, кто накопил достаточно хорошей кармы. Но лишь немногие достигают освобождения из круговорота рождения и смерти. А према-бхакти встречается еще реже – гораздо реже, чем даже освобождение. Материальный успех сравнивают со стеклом, освобождение – с золотом, а чистую преданность – с волшебным камнем чинтамани.

ТЕКСТ 233

кадачид эва касмаичит

тад-экартха-сприхавате

там дадйад бхагаван бхактим

лока-бахйайа дхимате

кадачит – иногда; эва – так; касмаичит – кому-то; тат – к этому; эка – как единственную; артха – цель; сприха-вате – кто желает; там – этого; дадйат – может дать; бхагаван – Верховный Господь; бхактим – чистое преданное служение; лока-бахйайа – тому, кто безразличен к мирскому мнению; дхи-мате – разумному.

Лишь время от времени Верховный Господь дарует бхакти, и лишь тому редкому разумному человеку, который желает только ее и равнодушен ко мнению окружающих.

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку человека, достойного према-бхакти, совершенно не заботит, что думают о нем материалисты, те в ответ относятся к нему с презрением.

ТЕКСТ 234

шакйам на тад-бхава-вишеша-таттвам

нирвактум асмабхир атхо на йогйам

бхакти-правриттй-артха-параих прабхох сач-

схастраир иваджнешу вируддха-ват сйат

шакйам – возможно; ва – не; тат – об этом; бхава – экстатическом состоянии; вишеша – особом; таттвам – истина; нирвактум – быть исчерпывающе описанной; асмабхих – нами; атха у – также; на – не; йогйам – уместно; бхакти – преданного служения; правритти – проповедь; артха – на цель; параих – которые направлены; прабхох – Верховного Господа; сат-шастраих – трансцендентными священными писаниями; ива – как если бы; аджнешу – на невежественных людей; вируддха-ват – противоположное; сйат – бы.

Нам не под силу всесторонне описать это особое состояние экстаза. Да и достойны ли мы того, чтобы делать это? К тому же, даже если самые совершенные из священных писаний, – те, в которых проповедуется преданное служение, – станут подробно рассказывать об этом, на невежественных людей это возымеет обратное действие.

КОММЕНТАРИЙ: Гопа-кумар хочет, чтобы Нарада побольше рассказал ему о той особой разновидности экстаза, которую приносит человеку зрелая любовь к Богу. Но здесь Нарада утверждает, что недостоин объяснять эту тему. Према-бхакти и в самом деле находится за пределами познавательных способностей человеческого ума и не поддается описанию. Понять, что такое према, смогут лишь те, кто испытал ее на себе. А значит нецелесообразно подробно рассказывать широкой публике о преме, и даже о внешних ее признаках. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» и другие бхакти-шастры избегают много говорить на эту тему. Према подобна пламени, испепеляющему Вселенную, только в миллионы раз сильнее, и священные писания опасаются, что, прочитав об этом, люди станут бояться према-бхакти.

В своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шридхара Свами изображает описанные в нем признаки према-бхакти, как свидетельства счастья, а не горя. Так он пытается воодушевить читателей – начинающих преданных. К примеру, в одном из стихов Одиннадцатой песни (11.2.40) говорится о преданном, достигшем премы:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа

джатанураго друта-читта уччаих

хасатй атхо родити раути гайатй

унмада-ван нритйати лока-бахйах

«Повторяя святое имя, человек достигает уровня любви к Богу. На этом уровне он твердо следует обетам вечного слуги Господа и постепенно в его сердце развивается сильная привязанность к определенному имени и конкретной форме Бога. Сердце его тает, переполненное восторгом любви, и преданный громко смеется, а иногда