Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 414 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 414

вах

тасйапи тат-према-вибхаване ’лам

бхогакула-грамйа-вихара-джатам

са-према – любовного; бхактех – преданного служения; парама – высшее; анукулам – должное; даинйам – смирение; маха – необычайно; пушти – успех; карам – создающее; сада – всегда; вах – для вас; тасйа – для Него; апи – также; тат – то; према – чистой любви; вибхаване – для пробуждения; алам – достаточное; бхога – для обретения чувственных удовольствий; акула – того, кто воодушевлен; грамйа – мирских; вихара – в играх; джатам – рожденное.

Вы всегда необычайно смиренны, и это благоприятное смирение насыщает вашу преданность чистой любовью. Когда же вы видите Господа, который кажется погруженным в мирские удовольствия, любовь эта становится еще глубже.

КОММЕНТАРИЙ: На Вайкунтхе Господь и Его преданные имеют полностью духовные тела, которые позволяют им свободно обмениваться трансцендентными эмоциями. Однако когда Кришна нисходит в материальный мир, то кажется, будто тело Его ничем не отличается от тел обычных людей; это обстоятельство еще больше способствует полному расцвету према-бхакти. На Вайкунтхе Господь Нараяна предстает во всем Своем великолепии, но на Земле Его деяния еще более удивительны – ведь Он становится другом Своих преданных и всеми возможными способами доставляет им удовольствие. Здесь Нарада прославляет необычайное смирение преданных Господа, которое наиболее всего способствует их успеху в любовном преданном служении.

ТЕКСТ 75

премодрека-парипака-

махима кена варнйатам

йах курйат парамешам там

сад-бандхумива лаукикам

према – чистой любви; удрека – совершенства; парипака – зрелости; махима – величие; кена – кем; варнйатам – может быть описано; йах – которое; курйат – может заставить; парама-ишам – Верховного Господа; там – Его; сат – хорошим; бандхум – другом; ива – словно; лаукикам – обычным.

Кому под силу описать величие зрелого совершенства любви к Богу, которая заставляет Верховного Господа становиться обычным другом Своих преданных?

КОММЕНТАРИЙ: Облик пастушка в Гокуле, который принимает Верховный Господь, – это вовсе не фокусы Майи. Это высшая истина, которая проявилась в ответ на чистейшую форму абсолютной любви. Зрелая стадия премы, которой наслаждаются Кришна и Его преданные в Гокуле, не поддается описанию словами. Она столь возвышенна, что под ее влиянием Господь забывает о Своем величии и, выполняя желания Своих преданных, ведет Себя, словно обычный человек. Это чудо не может быть просто иллюзией, созданной Майей, ибо Майя материального мира не властна над Кришной и Его преданными.

ТЕКСТ 76

ахо лаукика-сад-бандху-

бхавам ча стауми йена хи

гауравадер вилопена

кришне сат-према танйате

ахо – о; лаукика – мирское; сат-бандху – хорошего друга; бхавам – умонастроение; ча – и; стауми – я прославляю; йена – которым; хи – поистине; гаурава – благоговения; адех – и так далее; вилопена – затмением; кришне – к Кришне; сат-према – чистая любовь; танйате – разворачивается.

Я славлю Господа Кришну, который становится обычным другом Своих преданных. Его дружба сводит на нет все их почтение и благоговение и расширяет их чистую любовь к Нему!

КОММЕНТАРИЙ: Выслушав речи Нарады, некоторые вайшнавы могут ошибочно решить, будто своего полного расцвета любовь к Богу может достичь не тогда, когда преданный наслаждается с Господом в мирских взаимоотношениях, таких как отношения отца и сына и пр., а лишь тогда, когда полностью осознает Его величие. Имея такие представления, преданные могут решить, что видеть Верховного Господа в таких взаимоотношениях – это серьезная ошибка. Ведь в «Шримад-Бхагаватам» (10.85.19) собственный отец Кришны, Шри Васудева, молится:

тат те гато ’смй аранам адйа падаравиндам

апанна-самсрити-бхайапахам арта-бандхо

этаваталам алам индрийа-лаласена

мартйатма-дрик твайи паре йад апатйа-буддхих

Поэтому, о друг страждущих, теперь я ищу прибежища у Твоих лотосных стоп – тех стоп, что избавляют предавшихся им от страха материального существования. Довольно! Довольно жаждать наслаждений чувств, ибо жажда эта заставляет меня считать себя бренным телом, а Тебя, Всевышнего, – моим сыном».

В этой молитве Васудева умоляет об избавлении от иллюзии, которая заставляет его думать, что Бог является его сыном. Ему можно возразить: «Ты же так счастлив, так на что тебе жаловаться?» Однако он отвергает эти идеи и говорит, что погряз в весьма прискорбном заблуждении. Заблуждение это состоит в том, что из стремления к чувственным наслаждениям он считает себя телом, а Верховного Господа – своим сыном.

В «Вишну-Пуране» (5.20.99) Васудева также говорит Кришне:

сапахнавам мама мано

йад этат твайи джайате

девакйаш чатмаджа-притйа

тад атйанта-видамбанам

Насколько нелепо то, что и я, и Деваки под влиянием заблуждения любим Тебя, как собственное дитя!» Васудева чувствует, что его поднимут на смех из-за того, что он осмелился считать Верховного Господа своим сыном.

Однако здесь Нарада объясняет, что такое особое умонастроение и поведение, которое на первый взгляд кажется мирским, на самом деле расширяет и углубляет самую совершенную любовь к Кришне. Тот, кто хочет понять, как действует этот вид преданного служения, должен осознать, что оно снимает все ограничения, накладываемые почтением, страхом и благоговейной верностью Верховному Господу. Без благоговения и почтения не обойтись на Вайкунтхе, однако они лишь препятствуют проявлению премы между Кришной и Его близкими преданными. Это уже обсуждалось в «Шри Брихад-Бхагаватамрите» и далее