Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 416 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 416

находится город Матхура, называют не Матхурой, а Голокой? Ответ заключается в том, что во всем округе Матхура – в городе, пригородах и лесах – очень много коров. К тому же, Голока духовного мира знаменита именно под этим названием. Сокровенные игры Личности Бога – это секрет, который тщательно охраняется, однако имя Голока известно повсюду. К примеру, Господь Индра упоминает о Голоке в своих молитвах Шри Кришне в «Хари-вамше». Поэтому нельзя сказать, будто Голока – это скрытое, неизвестное место, и на этом основании сомневаться в ее славе.

ТЕКСТ 81

са ча тад-враджа-локанам

шримат-преманувартина

кришне шуддха-таренаива

бхавенаикена лабхйате

сах – та (Голока); ча – и; тат – той; враджа – Враджи; локанам – обитателей; шримат-према – возвышенная любовь; анувартина – которая следует; кришне – к Кришне; шуддха-тарена – чистейшим; эва – поистине; бхавена – экстатическим умонастроением; экена – только; лабхйате – достигается.

Этой обители можно достичь только с помощью чистых чувств, а чувства эти человек взращивает, следуя возвышенной любви, которую испытывают к Кришне жители Враджи.

КОММЕНТАРИЙ: Голоки можно достичь только благодаря преме, которая лишена недостатков, свободна от гьяны, кармы и любых других материальных желаний и направлена лишь на сына Нанды Махараджа. Чтобы обрести такую прему, нужно следовать примеру враджаваси, таких как Шри Нанда и Яшода, а в особенности совершенному примеру Шри Радхи и Ее подруг.

ТЕКСТ 82

тадриг бхагавати према

парамаишварйа-дриштитах

сада сампадйате наива

бхайа-гаурава-самбхават

тадрик – такая; бхагавати – к Личности Бога; према – чистая любовь; парама-аишварйа – высшего могущества; дриштитах – созерцанием; сада – всегда; сампадйате на – не может быть достигнута; эва – поистине; бхайа – страха; гаурава – и благоговения; самбхават – из-за вероятности.

Такой чистой любви к Личности бога невозможно достичь, медитируя на Его высшее могущество, ибо в этом умонастроении человек будет неизбежно ощущать страх и благоговение.

ТЕКСТ 83

кевалам лаукика-прана-

сухрид-буддхйа са сидхйати

локалокоттаро йо ’сав

ати-локоттаро ’пи йах

кевалам – только; лаукика – обычный; прана-сухрит – как дорогого друга; буддхйа – считая; сах – она; сидхйати – достигается; лока – материального мира; алока – и оболочек вселенной; уттарах – за пределами; йах – которая; асау – тот; ати-лока – трансцендентного мира; уттарах – за пределами; апи – также; йах – которая.

Этой любви можно достичь, если считать Господа обычным человеком и своим дорогим другом. Эта любовь выше всего, что есть в материальном мире и на внешних покрытиях вселенной, а также выше всего, что есть в духовном царстве.

КОММЕНТАРИЙ: Преданный может подняться на уровень чистой любви, которую испытывают только жители Враджа, лишь в том случае, если считает Кришну своим давним другом и связан с Ним одним из видов духовных взаимоотношений. Эта враджа-према вовсе не является второсортной версией любви к Богу; в этой любви нет и тени мирской привязанности. На самом деле, она выше любого чувства, которое можно встретить в пределах локи (четырнадцати миров материальной вселенной) или ати-локи (планет Вайкунтхи, которые лежат за пределами материальных оболочек). Враджа-према – это неотъемлемая природа высшего из всех миров; Господь, который является ее объектом, – это высшее проявление Бога, и сладость, которую воплощает в себе эта любовь, также наивысшая.

ТЕКСТ 84

локанугапи санйонйам

прийататита-лаукика

мадхуратй-адбхутаишварйа-

лаукикатва-вимишрита

лока – обычному миру; ануга – подражая; апи – хотя; са – эта; анйонйам – взаимная; прийата – привязанность; атита – вне; лаукика – мирских взаимоотношений; мадхура – сладкая; ати-адбхута – необычайно удивительная; аишварйа – с великолепием; лаукикатва – и мирской простотой; вимишрита – соединенная.

Хотя кажется, что эта взаимная любовь ничем не отличается о чувств в обычном мире, она выше этого мира. В ней сплетаются сладость близости, удивительное великолепие и мирская простота.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Голоки и ее обитатели любят друг друга так же, как люди в материальном мире, однако их према намного превосходит ограниченную мирскую любовь. Любовные взаимоотношения во Врадже не имеют себе равных в этом мире. Когда мать Яшода просто вспоминает о Кришне, из ее грудей течет молоко. Нанда Махарадж постоянно погружен в океан своих слез любви к Кришне. Не думая о собственном наслаждении, пастухи посвящают все, что у них есть, включая своих жен и детей, наслаждению Кришны. Некоторые из пожилых женщин Враджа принимают умонастроение Яшоды, тогда как другие, стремясь доставить удовольствие Кришне, переодеваются в своих собственных юных дочерей. Друзья Кришны хотят все время видеть Его, и это желание настолько сильно, что даже когда Кришна на мгновение скрывается за деревом, они не могут вынести этой разлуки. Благословенным девушкам-пастушкам не нужен никто, кроме Него; разлучены ли они с Ним, спешат ли к Нему на встречу или наслаждаются Его обществом – они постоянно погружены в разнообразные вкусы неземного блаженства.

Таким образом, према Враджа одновременно и великолепна, и сладостна, ибо сочетает в себе величественную роскошь духовного мира и сладостную простоту мира материального. Жители Враджа обладают всеми самыми необычайными великолепиями и вместе с тем они – очень простые люди. Благодаря своему великому могуществу они во всех тонкостях постигают бесчисленные игры Господа и принимают