Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 43

спутники его играли на музыкальных инструментах, восклицая: «Джая! Джая!» С огромной любовью Шива хвалил своих помощников, таких как Нандишвара, а также богиню Уму, которая искусно хлопала в ладоши. Видя все это, Нарада пришел в восторг. Играя на вине и склонив голову в знак почтения, он воскликнул несколько раз: «Нет никого, к кому Кришна был бы более милостив, чем к тебе!» – и нежным голосом пересказал Господу Шиве все, что только что поведал ему их отец, Господь Брахма.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Шива только что закончил поклонение своему Божеству, Господу Санкаршане. Ритуал его поклонения был похож на тот, который Нарада видел на Земле, в Праяге. Однако, когда Господь Шива закончил поклонение, в нем проявились внешние признаки экстаза, описанные в этом стихе. Поклонение Божеству Верховного Господа привлекает как новичков, так и возвышенных душ. Но при этом вайшнавы, которые полностью постигли свою истинную природу, наслаждаются близкими взаимоотношениями с Божеством, которому поклоняются. Даже когда Господь принимает самое простое проявление их преданности, этого уже достаточно, чтобы пробудить в сердцах таких вайшнавов глубокий экстаз любви к Нему.

Таким образом, Нарада увидел Господа Шиву погруженным в транс санкиртаны и возносящим молитвы Господу Санкаршане, подобные тем, которые приводятся в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» (5.17.18):

бхадже бхаджанйарана-пада-панкаджам

бхагасйа критснасйа парам парайанам

бхактешв алам бхавита-бхута-бхаванам

бхавапахам тва бхава-бхавам-ишварам

«О Господь, Ты один лишь достоин поклонения, ибо Ты – Верховная Личность Бога, владыка и источник всех совершенств. Твои лотосные стопы, дарующие избавление от всех бед, – единственное убежище для Твоих преданных слуг. Чтобы доставить им радость, Ты предстаешь перед ними в различных обликах. Ты вызволяешь их из плена материальной жизни, тогда как непреданные по Твоей же воле остаются узниками этого мира. Так позволь мне быть Твоим вечным слугой».

Господь Шива – воплощение Личности Бога, а значит, неотличен от Него. Следовательно, ему необязательно поклоняться Господу Санкаршане, чтобы очиститься от материальной иллюзии. Господь Шива совершает внешний ритуал поклонения Господу со всеми необходимыми для этого стандартными принадлежностями для того, чтобы явить миру истину о трансцендентных расах преданного служения.

Брахму также считают воплощением Бога, однако Шива и Брахма занимают разное положение. Когда говорят, что Господь Шива неотличен от Вишну, это больше соответствует истине, чем в случае с Господом Брахмой. Пост Брахмы почти всегда занимает джива, но ни одна джива не может перейти в шива-таттву.

В священных писаниях многократно говорится о том, что Господь Шива неотличен от Господа Вишну. К примеру, в «Падма Пуране» (Брахма-кханда, 25.15), там, где описаны десять оскорблений святых имен Господа Вишну, сказано:

шивасйа шри-вишнор йа иха гуна-намади-сакалам

дхийа бхиннам пашйет са кхалу хари-намахита-карах

Эти слова можно истолковать двояко. И один из вариантов прочтения таков: «Тот, кто видит разницу между качествами Господа Шивы и Господа Вишну, а также между их именами, является врагом харинамы». Указаний же об идентичности Брахмы и Вишну, подобных этому, нет.

В авторитетных священных писаниях говорится, что люди, подобные Васиштхе (вне всякого сомнения, являющиеся ограниченными дживами), в одной из своих будущих жизней станут Господом Брахмой в собственной вселенной. Теоретически, любая джива может занять положение Брахмы. Господь Шива говорит Прачетам:

сва-дхарма-ништхах шата-джанмабхих пуман

виринчатам эти татах парам хи мам

«Тот, кто в течение ста жизней добросовестно выполнял все предписанные обязанности, может занять пост Брахмы. Поднявшись на еще более высокий уровень, он может стать одним из приближенных Господа Шивы» (Бхаг., 4.24.29). Здесь говорится, что джива может стать одним из спутников Господа Шивы, но не самим Шивой. Разыскивая тех, кто пользуется милостью Верховного Господа, Нарада включил в круг своих поисков и Господа Шиву, поскольку тот – особое воплощение Господа в облике Его же преданного.

Все спутники Господа Шивы, увиденные Нарадой на Шивалоке, были великими вайшнавами, глубоко захваченными настроением Вишну-бхакти, которое испытывал их господин. Господь Шива хвалил их за то, как мастерски они аккомпанировали ему, и особенно – свою супругу Парвати за то, как она хлопала в ладоши. Он хвалил их, поскольку их игра была непосредственным проявлением чистой преданности.

Наблюдая все это, Нарада также ощутил экстаз. Он танцевал так восторженно, что не смог даже простереться в поклоне. Не желая прекращать свою игру на вине, он выразил почтение простым кивком головы. Затем, желая сказать что-то в одобрение поведения Господа Шивы, он взялся пересказывать все, что поведал о его достоинствах Брахма.

ТЕКСТЫ 5 – 6

атха шри-рудра-падабджа

рену-спаршана-камйайа

самипе `бхйагатам дево

ваишнаваика-прийо муним

акришйашлишйа самматах

шри-кришна-раса-дхарайа

бхришам папраччха ким бруше

брахма-путрети садарам

атха – затем; шри-рудра – Шри Рудры; пада-абджа – с лотосных стоп; рену – пыли; спаршана – касания; камйайа – с желанием; самипе – близко; абхйагатам – подошел; девах – к Господу Шиве; ваишнава – преданных Господа Вишну; эка-прийах – лучшему другу; муним – мудрец; акришйа – притянув; ашлишйа – и обняв; самматтах – безудержно; шри-кришна – связанного со Шри Кришной; раса – трансцендентного вкуса; дхарайа – потоком; бхришам – внезапно; папраччха – спросил; ким – что; бруше – ты

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41