Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 454 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 454

жизненным воздухом или созерцают Его».

«Шри Сканда Пурана» подтверждает это:

йасмад артхадж джагад идам

самбхутам са-чарачарам

со ’ртхо дару-сварупена

кшетре джива ива стхитах

Тот же, кто сотворил эту вселенную со всеми ее движущимися и неподвижными существами, присутствует в Шри-кшетре в форме, сделанной из дерева; Он – жизнь и душа этой обители».

Таким образом, поскольку Кришна наслаждается в Пури той же свободой, что и во Враджа-бхуми, Гопа-кумар сможет достичь там всего, чего пожелает.

ТЕКСТ 213

гатас татра на сантрипйес

тасйа даршанато ’пи чет

тада татранутиштхес твам

ниджешта-прапти-садханам

гатах – ушедший; татра – туда; на сантрипйех – ты не удовлетворен; тасйа – Его; даршанатах – созерцанием; апи – даже; чет – если; тада – тогда; татра – там; анутиштхех – должен оставаться; твам – ты; ниджа-ишта – твоей цели; прапти – ради достижения; садханам – как средство.

Если же, придя туда и увидев Его, ты все равно будешь неудовлетворен, тогда останься там хотя бы ненадолго, ибо это поможет тебе достичь своей цели.

ТЕКСТ 214

тач ча шри-баллави-прана-

натха-пада-сароджайох

премаива тад-враджа-према-

саджатийам на четарат

тат – та (цель); ча – и; шри-баллави – божественных гопи; прана-натха – того, кто дорог им больше жизни; пада-сароджайох – к лотосным стопам; према – чистая любовь; эва – только; тат – Его; враджа – Враджи; према-саджатийам – в настроении любви; на – не; ча – и; итарат – любом другом.

безусловно, твоя высшая цель – это чистая любовь к лотосным стопам Кришны, который дорог божественным гопи больше, чем сама жизнь. Ты стремишься к той любви, найти которую можно лишь во Враджа-бхуми, личной обители Господа, и ничего другого тебе не нужно.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Нарада описывает цель Гопа-кумара и то, как ее можно достичь. Кришну на Голоке можно обрести лишь с помощью чистой любви, а единственный достойный объект такой любви – это лотосные стопы Шри Гопинатхи.

ТЕКСТ 215

ниданам ту парам премнах

шри-кришна-каруна-бхарах

касйапй удетй акасмад ва

касйачит садхана-крамат

ниданам – причина; ту – более того; парам – главная; премнах – чистой любви; шри-кришна – Шри Кришны; каруна-бхарах – безграничная милость; касйа апи – у кого-либо; удети – появляется; акасмат – беспричинно; ва – или; касйачит – у кого-то; садхана – практики; крамат – постепенным развитием.

Однако прежде всего чистая любовь к Шри Кришне зависит от Его безграничной милости. К одним эта милость приходит беспричинно, другие же постепенно обретают ее благодаря постоянной практике преданного служения.

ТЕКСТ 216

йатходаран милатй аннам

паквам ва пака-садханам

садхакасйочйате шастра-

гатйайам садхана-крамах

йатха – как; ударат – от щедрого дарителя; милати – получает; аннам – пищу; паквам – приготовленную; ва – или; пака-садханам – все, чтобы ее приготовить; садхакасйа – практикующего; учйате – говорится; шастра-гатйа – согласно мнению писаний; айам – этот; садхана – практики преданности; крамах – постепенный путь.

Щедрый человек может раздавать нуждающимся готовую пищу или все, что нужно для ее приготовления. Подобно этому, писания утверждают, что милость Кришны приходит благодаря практике преданного служения, которая может как спонтанной, так и регулируемой.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя совершенства в бхакти можно достичь только по милости Кришны, тем не менее, человеку необходимо следовать разнообразным методам садханы. Примером тому можно привести голодных людей, которые собирают милостыню. Одни с готовностью принимают пищу, которая уже была приготовлена и предложена Господу. Другие же, к примеру, строгие брахманы, едят лишь то, что готовят сами и сами предлагают Богу, поэтому им принято жертвовать рис и другие продукты, а также посуду и топливо для приготовления пищи. Подобно этому, большинство начинающих вайшнавов следуют регулируемой практике преданного служения, ибо им необходимо вначале очиститься от материальной скверны. Спонтанное преданное служение доступно лишь тем немногим, кто уже полностью чист.

ТЕКСТ 217

тат ту лаукика-сад-бандху-

буддхйа према бхайади-джам

вигхнам нирасйа тад-гопа-

гопи-дасйепсайарджайет

тат – та (цель); ту – и; лаукика – обычном; сат-бандху – о близком друге; буддхйа – с представлением; према – чистая любовь; бхайа-ади – страхом и проч.; джам – порожденные; вигхнам – препятствия; нирасйа – устранив; тат – Его; гопа – друзей-пастушков; гопи – и подруг-пастушек; дасйа – умонастроение служения; ипсайа – желая обрести; арджайет – может получить.

Преодолев все препятствия, которые возникают из-за страха и других пороков, человек может обрести чистую любовь, под влиянием которой считает Господа своим близким другом в обычном мире. Для этого ему нужно страстно желать служить Господу в умонастроении Его гопов и гопи.

КОММЕНТАРИЙ: Когда искренний преданные решает следовать по стопам обитателей Голоки, ему кажется, что цель очень далека. Поначалу его попыткам очень мешают многочисленные материальные желания. Однако, чем глубже он стремится постичь духовную реальность, тем легче ему удается преодолевать свои неуместные желания. Постепенно он избавляется от беспокойств, порожденных страхом, благоговением, недоверием и стыдом. Таким образом, настоящая духовная жизнь начинается лишь тогда, когда человек уже свободен от всех материальных желаний.

До тех пор, пока со всеми препятствиями не покончено, преданный видит объект своего служения во всем Его могуществе, а потому слишком боится и почитает его, чтобы любить по-настоящему.