Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 455 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 455

Однако со временем, когда преданный погружается в бескрайний океан бхакти, иллюзорные волны противоречивых желаний утихают, и у него пробуждается высший разум, который помогает ему увидеть в Господе своего друга. Тогда преданный развивает с Господом взаимоотношения, которые со стороны могут показаться мирскими: он считает Господа своим супругом или сыном и служит Его лотосным стопам в соответствии со этим умонастроением. В «Падма Пуране» такое чистое преданное служение описывается следующим образом:

ананйа-мамата вишнау

мамата према-самйута

бхактир итй учйате бхишма-

прахладоддхава-нарадаих

Когда человек обретает твердую уверенность, что Господь Вишну принадлежит только ему, или, другими словами, когда Господь Вишну становится единственным объектом его любви, тогда наступает пробуждение, которое возвышенные личности вроде Бхишмы, Прахлады, Уддхавы и Нарады называют бхакти».

ТЕКСТ 218

тад дхи тат-тад-враджа-крида-

дхйана-гана-прадханайа

бхактйа сампадйате прештха-

нама-санкиртаноджджвалам

тат – то; хи – поистине; тат-тат – различные; враджа-крида – на игры Враджи; дхйана – из медитации; гана – и воспевания; прадханайа – большей частью состоящим; бхактйа – преданным служением; сампадйате – развивает; прештха – самых любимых; нама – имен; санкиртана – экстатическим воспеванием; уджджвалам – блистательным.

Развить такую любовь можно через преданное служение, которое, в основном, представляет собой медитацию на многочисленные игры Господа во Врадже и прославление этих игр. Это служение достигает совершенства, если сопровождается санкиртаной самых сокровенных святых имен Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Ваидхи-садхана-бхакти, которая состоит из девяти основных практик, таких как слушание, повторение, памятование и пр., готовит сердце преданного к пробуждению премы, любви к Богу. Дхьяна и гана, главные способы памятования и прославления Верховного Господа и Его игр, на возвышенных уровнях садханы превращаются в прештха-нама-санкиртану, экстатическую погруженность в сладостные имена Господа, которому поклоняется тот или иной преданный. Эта санкиртана – самый основной способ достижения премы. Благодаря нама-санкиртане можно без труда постичь всю славу Кришны и Его энергии наслаждения.

ТЕКСТ 219

тад-эка-раса-локасйа

санге ’бхивйактатам сватах

прайасйад апи тад васту

гопанийам прайатнатах

тат – то; эка – только; раса – наслаждение вкусом; локасйа – людей; санге – в обществе; абхивйактатам – проявление; сватах – естественно; прайасйат – которая придет; апи – и; тат – тот; васту – объект (чистая любовь); гопанийам – должен скрываться; прайатнатах – старательно.

Эта любовь естественным образом расцветает, если человек находится в обществе людей, которых не заботит ничего, кроме любовного преданного служения Господу. Тем не менее, любовь эту надлежит тщательно скрывать.

КОММЕНТАРИЙ: Быстрее всего обрести прему можно, если находиться рядом с теми, кто знает ей цену. Общение с возвышенными, чистыми вайшнавами может пробудить прему в сердце того, кто к этому стремится. Однако когда эта любовь Кришне начинает созревать, преданному не следует выставлять ее напоказ. Есть такая поговорка: гопайет матри-джара-ват. «Прему нужно скрывать так же тщательно, как и любовника своей матери». Преданный, который на самом деле обладает премой, никогда не станет выставлять напоказ свои внутренние экстатические переживания просто для того, чтобы заработать себе славу среди вайшнавов. Тем не менее, слово сватах («сама по себе») указывает на то, что преданный, обладающий премой, похож на человека, который был разлучен со своей возлюбленной, и разлука эта длилась очень долго, отчего боль его наконец утихла, однако встреча с друзьями его возлюбленной вновь всколыхнула эту боль. Слово прайасйат употреблено в будущем времени, и это значит, что скрывать прему следует лишь до того момента, пока она полностью не раскрылась в человеке. Как только према достигает своей вершины, ее уже невозможно сдерживать внутри.

ТЕКСТ 220

тад ваи тасйа прийа-крида-

вана-бхумау сада рахах

нивасамс тануйад эвам

сампадйетачирад дхрувам

тат – та (према); ваи – поистине; тасйа – Его; прийа – любимых; крида-вана – лесов, где Он проводил игры; бхумау – на земле; сада – всегда; ратах – в уединении; нивасан – живя; тануйат – разовьет; эвам – таким образом; сампадйета – будет полностью обретена; ачират – вскоре; дхрувам – несомненно.

Тот, кто в уединении живет среди лесов, где Господь являл Свои самые любимые игры, несомненно, вскоре получит и полностью разовьет в себе эту любовь.

КОММЕНТАРИЙ: Садхана-бхакти, которую совершают в святой дхаме Кришны, помогает как можно быстрее достичь премы.

ТЕКСТ 221

тат-карма-джнана-йогади-

садханад дуратах стхитам

сарватра наирапекшйена

бхушитам даинйа-мулакам

тат – эта; карма-джнана-йога-ади – таких как карма, гьяна и йога; садханат – от практик; дуратах – очень далеко; стхитам – расположенная; сарватра – на всех ступенях; наирапекшйена – равнодушием ко всему остальному; бхушитам – украшенная; даинйа – полное смирение; мулакам – лежащее в ее основании.

Это любовное преданное служение не имеет ничего общего с практиками вроде кармы, гьяны или йоги. На любой из своих ступеней оно чуждо этим понятиям, а корень его – это даинья, глубочайшее смирение.

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих отвечает на вопрос, должен ли тот, кто посвятил себя преданному служению, продолжать следовать предписанным обязанностям и другим очистительным практикам. Нужно ли и дальше заниматься кармой (следованием правилам варнашрамы) или гьяной (постижением разницы между духом и материей)? Следует ли практиковать восьмиступенчатую йогу и медитацию в самадхи? Как насчет отречения, повторения мантр и других методов? Нарада отвечает здесь, что все эти практики,