Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 456 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 456

начиная с кармы, могут помогать в садхане достижения любви к Богу, однако прибегать к ним можно лишь на самых ранних стадиях преданного служения. Как только садхана-бхакти дала свой плод, рагануга-бхакти (т.е. спонтанную преданность), и в особенности, когда появляется према, плод рагануга-бхакти, всем этим практикам в жизни преданного больше нет места.

Истина в том, что с помощью кармы, гьяны и тому подобных практик премы достичь невозможно. Поэтому преданным нет нужды следовать всем им, а вместо этого лучше полностью посвятить себя слушанию, повторению, памятованию и всем остальным методам преданного служения. Эта тема уже подробно разъяснялась в конце второй Главы этой части «Брихад-Бхагаватамриты», в описании славы бхакти.

Великие мудрецы утверждали:

кайена дуре враджинам тйаджанти

джапантам антах-каране хасанти

самадхи-йоге ча бахир бхаванти

сандришйате капи мукунда-бхактих

Преданное служение Господу Мукунде можно воспринимать как отдельную личность, ибо оно убегает от тех, кто совершает мирские ритуалы, смеется над теми, кто повторяет про себя мантры, и избегает тех, кто занимается медитативной йогой».

На всех своих уровнях и во всех своих проявлениях, в этой жизни и в последующих, бхакти-йога всегда украшена равнодушием к материальным желаниям. Это относится и к внутреннему бхакти, которое совершает тонкое тело, и к внешнему служению, когда в служении используется грубое тело, чувства, а также то, что принадлежит этому телу. Если человек позволяет второстепенным целям и методам выйти на первый план, он отклоняется от бхакти. Главный помощник преданного – это глубочайшее смирение, и тот, кто желает обрести чистое бхакти, должен постоянно обращаться к нему за поддержкой.

ТЕКСТ 222

йенасадхаранашакта-

дхама-буддхих садатмани

сарвоткаршанвите ’пи сйад

будхаис тад даинйам ишйате

йена – которым; асадхарана – необычайно; ашакта – бесполезности; адхама – и положения падшего; буддхих – умонастроение; сада – всегда; атмани – в себе; сарва – всеми; уткарша – великолепиями; анвите – наделенный; апи – даже; сйат – есть; будхаих – мудрецами; тат – то; даинйам – полное смирение; ишйате – называется.

Мудрецы называют даиньей такое состояние, в котором человек считает себя абсолютно никчемным и падшим, даже если при этом он наделен всевозможными достоинствами.

КОММЕНТАРИЙ: Определение даиньи, которое выдвигает Нарада, позволяет отделить это слово от остальных его возможных значений, к примеру, «бедность», «отрешенность, которую проявляет тот, кто не принимает подаяний» или «свобода от эгоизма». Некоторые могут возразить, что падшими могут объявлять себя и другие люди, к примеру, те кто ленив, кто не желает делать ничего хорошего, или те, кто грешит. Поэтому Нарада уточняет, что человек, по-настоящему наделенный даиньей, обладает всеми наиболее достойными качествами; к примеру, он всегда делает то, что следует делать, и избегает того, что запрещено, он свободен от ложного эго и в разумной степени опасается материальной жизни. Более того, хоть Нарада и не упомянул об этом, но трансцендентная даинья – это состояние необычайного возбуждения, пребывая в котором, преданный может плакать или проявлять другие экстатические признаки.

ТЕКСТ 223

йайа вачехайа даинйам

матйа ча стхаирйам эти тат

там йатнена бхаджед видвамс

тад-вируддхани варджайет

йайа – которым; вача – языком; ихайа – и поведением; даинйам – полное смирение; матйа – образом мышления; ча – и; стхаирйам – твердость; эти – обретает; тат – это; там – то; йатнена – старательно; бхаджет – должен развивать; видван – разумный человек; тат – к этому; вируддхани – препятствий; варджайет – он должен избегать.

Разумный человек должен стараться говорить, думать и вести себя так, чтобы смирение в нем только крепло. Всего, что мешает этому, следует избегать.

ТЕКСТ 224

даинйам ту парамам премнах

парипакена джанйате

тасам гокула-наринам

ива кришна-вийогатах

даинйам – полное смирение; ту – и; парамам – высшая степень; премнах – чистой любви; парипакена – в полном развитии; джанйате – появляется; тасам – тех; гокула – Гокулы; наринам – женщин; ива – как; кришна-вийогатах – в разлуке с Кришной.

Даинья проявляется во всей своей полноте тогда, когда в человеке полностью созревает према. Так было с женщинами Гокулы, когда они были разлучены с Кришной.

КОММЕНТАРИЙ: Как правило, даинью можно развить с помощью собственных усилий, однако есть и такая даинья, которая приходит по милости Верховного Господа и не имеет ничего общего с материальными усилиями. Слово ту в данном стихе разделяет эти два вида даиньи. В материальном мире почти все разлучены с Кришной, однако большинство людей никогда не ощущали даиньи, т.к. у них нет премы. Поэтому им не суждено избавиться от страданий и стать по-настоящему счастливыми. Чтобы обрести трансцендентную даинью, нужно научиться любить Кришну так, как любили Его гопи во главе со Шри Радхой, когда Кришна оставил их и уехал в Матхуру. На примере вираха-бхавы гопи, т.е. их любви в разлуке, можно понять, что эта особая даинья возникает лишь тогда, когда по особой милости Шри Кришны в сердце преданного, постигшего всю сладость Господа, расцветает необычайная према, окрашенная чувством разлуки. Точно так же, как према, даинья может быть разной по своей интенсивности.

ТЕКСТ 225

парипакена даинйасйа

премаджасрам витанйате

параспарам тайор иттхам

карйа-каранатекшйате

парипакена – зрелостью; даинйасйа – даиньи; према – чистая любовь; аджасрам –