Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 458 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 458

стали скорбеть в разлуке, хотя Кришна от них никуда не уходил. Природа бхакти такова, что оно порождает самые разнообразные эмоции, в особенности, когда оно достигает вершин своего развития. Даже в обычной жизни некоторые вещи, достигая своего высшего предела, могут казаться полной противоположностью: к примеру, лед может обжигать, словно огонь.

Преданные, достигшие высокого уровня премы, наслаждаются обществом Личности Бога, средоточием высшего блаженства. Принимая участие в Его удивительных играх, они испытывают особое счастье. Однако природа бхакти столь необычна, что посреди этого блаженства к ним вдруг приходит боль разлуки. Поистине, экстаз разлуки – это зрелый плод полностью расцветшей премы и одна из ее важнейших составляющих, подобно тому как голод – это неотъемлемая часть полноценного наслаждения едой.

Как бы поверхностно это ни казалось, блаженство премы в разлуке – это редчайшее из сокровищ. Об этом уже говорилось в предыдущих главах «Брихад-Бхагаватамриты», а двух последних главах эта тема будет разъясняться еще более подробно.

ТЕКСТ 229

бхаванти сампаттй-удайена йасйа

сада махонматта-вичештитани

на йад вина санджанайет сукхам са

нава-пракарапи мукунда-бхактих

бхаванти – есть; сампатти – достояний; удайена – проявлением; йасйа – которой (премы); сада – всегда; маха-унматта – полностью безумного человека; вичештитани – разные виды поведения; на – не; йат – которые; вина – без; санджанайет – создает; сукхам – счастье; са – то; нава-пракара – состоящее из девяти видов; апи – даже; мукунда-бхактих – преданное служение Господу Мукунде.

Когда према созревает, человек иногда вынужден вести себя, как полный безумец. Если же премы нет, то даже девять видов преданного служения Господу Мукунде не могут принести никакой радости.

КОММЕНТАРИЙ: Регулируемая практика преданного служения нужна для того, чтобы возвысить человека до уровня премы. Счастья можно достичь, лишь постигнув прему во всей ее полноте. Признаки такой премы очевидны и вместе с тем полностью отличны от любых других видов успеха:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа

джатанураго друта-читта уччаих

хасатй атхо родити раути гайатй

унмада-ван нритйати лока-бахйах

Повторяя святое имя Верховного Господа, преданный получает любовь к Богу. Тогда он утверждается в своем положении вечного слуги Бога и постепенно привязывается к некоему особому имени и облику Верховной Личности Бога. Его сердце начинает таять от экстатической любви, и он то громко смеется, то плачет или кричит. Иногда он поет и танцует, словно безумный, ибо ему все равно, что подумают о нем другие». (Бхаг., 11.2.40)

ТЕКСТ 230

йатха хи шако лаванам винаива

кшудхам вина бхогйа-чайо йатха ча

винартха-бодхад ива шастра-патхах

пхалам винарама-гано йатхаива

йатха – как; хи – конечно; шаках – овощи; лаванам – соли; вина – без; эва – поистине; кшудхам – голода; вина – без; бхогйа-чайах – многочисленные яства; йатха – как; ча – и; вина – без; артха-бодхат – понимания смысла; ива – словно; шастра-патхах – изучение писаний; пхалам – плодов; вина – без; арама-ганах – сады; йатха – как; эва – поистине.

Поистине, без премы девять видов преданного служения – словно овощи без соли, роскошный обед на сытый желудок, изучение писаний без понимания их смыла или сады без фруктов.

ТЕКСТ 231

саманйатах кинчид идам майоктам

вактум вишешена на шакйате тат

према ту кришне враджа-йошитам йас

тат таттвам акхйатум алам катхам сйам

саманйатах – в общих чертах; кинчит – кое-что; идам – это; майа – мной; уктам – сказано; вактум – рассказать; вишешена – подробно; на шакйате – невозможно; тат – та; према – чистая любовь; ту – но; кришне – к Кришне; враджа-йошитам – женщин Враджи; йах – которую; тат – ту; таттвам – истину; акхйатум – способен объяснить; алам – как следует; катхам – как; сйам – я могу быть.

Я говорю об этой любви в общих чертах, однако подробно ее описать невозможно. Разве смогу я верно описать природу чистой любви женщин Враджи к Кришне?

КОММЕНТАРИЙ: Преданные, которые служат разным аватарам Кришны, а также Шри Вайкунтханатхе, могут проявлять основные признаки премы. Однако любовь, которую предлагают Шри Нанда-нандане Шри Радхика и Ее подруги, столь необычайна, что Нарада не чувствует себя вправе говорить об этом.

ТЕКСТ 232

кришне гате мадху-пурим бата баллавинам

бхаво ’бхават сапади йо лайа-вахни-тиврах

премасйа хетур ута таттвам идам хи тасйа

матад-вишешам апарам бата боддхум иччха

кришне – Кришна; гате – когда Он отправился; мадху-пурим – в Матхуру; бата – увы; баллавинам – пастушек; бхавах – состояние; абхават – было; сапади – тут же; йах – которое; лайа – уничтожения вселенной; вахни – словно пламя; тиврах – острое; према – према; асйа – эта; хетух – причина; ута – поистине; таттвам – истина; идам – эта; хи – поистине; тасйа – этого; ма – не; тат – об этом; вишешам – подробности; апарам – далее; бата – увы; боддхум – узнать; иччха – ты должен желать.

Когда Кришна отправился в Матхуру, пастушек охватило столь острое чувство, будто на них обрушился пожар вселенского уничтожения. Простая истина состоит в том, что причиной тому была према. Пожалуйста, я тебя очень прошу, не пытайся больше углубляться в эти вопросы.

КОММЕНТАРИЙ: Считая себя