Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 498 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 498

ашв апаварга-вартмани

шраддха ратир бхактир анукрамишйати

«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение» (Бхаг., 3.25.25).

В этом стихе Господь Капиладева упоминает три признака постепенно созревающей премы: твердую убежденность (шраддха), любовь к Господу (рати) и непоколебимую приверженность служению Ему (бхакти). По мере того, как человек прогрессирует на духовном пути, каждый из этих признаков естественным образом, без каких бы то ни было дополнительных усилий, проявляется в нем. Господь Капиладева не имеет в виду, что последовательность этого развития буквально такова: сначала шраддха, потом рати, а затем – бхакти. Нет. Следует понять, что сначала преданный-новичок обретает веру (шраддха), затем приступает к практике преданности (бхакти), слушая и повторяя прославления Господа и служа Ему, а потом достигает рати. Поскольку слово бхакти может означать как практическое преданное служение, так и уровень зрелой спонтанной любви, то нет никакой ошибки в том, чтобы назвать рати (прему) плодом бхакти.

Имея в виду то же самое понятие бхакти, Шри Дхрува молит Господа Вишну:

бхактим мухух правахатам твайи ме прасанго

бхуйад ананта махатам амалашайанам

йенанджасолбанам уру-вйасанам бхавабдхим

нешйе бхавад-гуна-катхамрита-пана-маттах

«О беспредельный Господь, прошу Тебя, дай мне возможность общаться с великими преданными, чье трансцендентное любовное служение Тебе ни на мгновение не останавливается, как полноводная река, несущая свои воды к морю. Жизнь таких возвышенных преданных чиста и свободна от скверны. Я знаю, что с помощью преданного служения мне удастся пересечь океан невежества материального бытия, на поверхности которого, как языки пламени, вздымаются волны невзгод и опасностей. Мне не составит никакого труда пересечь его, ибо я одержим желанием слушать о Твоих трансцендентных качествах и деяниях, над которыми не властно время» (Бхаг., 4.9.11).

Преданные Господа Вишну непрестанно служат Ему (бхактим мухух правахатам), и потому сердца их совершенно чисты (амалашайанам). За это их называют возвышенными душами (махатам). Общение с такими вайшнавами – вещь в высшей степени желательная. Тому, кто обрел такую возможность, не нужно больше беспокоиться о том, чтобы достичь четвертой из целей жизни, то есть освобождения, ибо освобождение к такому человеку приходит само собой, как побочный продукт его чистой преданности. Дхрува предвкушает, как в обществе вайшнавов станет пить нектар повествований о Верховном Господе, и этот нектар опьянит его и поможет без труда пересечь полный опасностей океан самсары. Пьяница пьет вино главным образом потому, что ему нравится этот вкус. Побочные же эффекты алкоголя, такие как способность согревать в холодную погоду, интересуют его лишь отчасти. Аналогичным образом для преданного, которому нравится пить нектар бхагавад-бхакти, главная цель – именно нескончаемое наслаждение вкусом этого эликсира. Освобождение и другие второстепенные блага преданные принимают лишь в том случае, если те не препятствуют этому вечному наслаждению.

В «Шримад-Бхагаватам» (4.24.57-58) Господь Шива высказывает следующее мнение:

кшанардхенапи тулайе

на сваргам напунар-бхавам

бхагават-санги-сангасйа

мартйанам ким уташишах

атханагхангхрес тава кирти-тиртхайор

антар-бахих-снана-видхута-папманам

бхутешв анукроша-сусаттва-шилинам

сйат сангамо ’нуграха эша нас тава

«Тот, кому выпала удача даже в течение краткого мига общаться с преданным, утрачивает всякий интерес к плодам кармы и гьяны. Станет ли такой человек добиваться благословений полубогов, на которых распространяются законы рождения и смерти? Дорогой Господь, Твои лотосные стопы даруют любые блага и уничтожают всю скверну греха в нашем сердце. Поэтому я молю Твою Милость дать мне благословенную возможность общения с Твоими преданными, которые, поклоняясь Твоим лотосным стопам, полностью очистились от материальной скверны и беспредельно милостивы к обусловленным душам. Думаю, что истинным благословением для меня будет Твое позволение общаться с такими преданными».

Даже освобождению, не говоря уж о царской власти и прочих достижениях, которыми дорожат обычные люди, Господь Шива предпочел бы один-единственный миг общения с теми, кто близок с Верховной Личностью Бога. Иначе говоря, общение с преданными Верховного Господа танцует на головах всех прочих целей жизни. Лотосные стопы Верховного Господа, убившего демона по имени Агха, устраняют всякий грех. Слава Господа – источник всех святых тиртх, включая Гангу и Ямуну, на которые гопи ходят за водой – к их гхатам для омовения. Господь Шива совершает два очистительных омовения: одно, внешнее, – в Ганге, а другое, внутреннее, – в Ямуне. Аналогичным образом омовение в славе Верховного Господа очищает Его преданных двояко: внутри и снаружи. Внешнее омовение избавляет их от адских наказаний, а внутреннее очищает их сердца от желания материальных наслаждений. Те, кто предан славе Всевышнего и Его лотосным стопам, готовы пролить милость на все создания. Такие преданные ведут чистый образ жизни, свободны от вожделения и прочей сердечной нечистоты, а их простота и все остальные качества достойны подражания. Шива говорит Господу Вишну в своих молитвах, что величайшей милостью с Его стороны будет, если Господь просто позволит ему общаться со Своими преданными.

В Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» (5.12.12-13) Шри Джада Бхарата говорит следующее:

рахуганаитат тапаса на