Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 500 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 500

в круговороте рождения и смерти, и лишь тогда, когда они уже по горло сыты этими блужданиями, им дозволяется встретить чистых вайшнавов. И тогда, благодаря общению с этими святыми душами, некоторые из них не только освобождаются из круговорота рождения и смерти (самсары), но и получают нечто куда более ценное – чистую любовь к верховному повелителю всех причин и следствий. А если они не настолько удачливы, чтобы обрести сердечную любовь к Верховному Господу, по крайней мере, они узнают, как надлежит почтительно служить Ему, повелителю всех великих полубогов и обычных созданий.

Справедливость приведенных высказываний подтверждает в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» Сам Господь Шри Кришна:

йатхопашрайаманасйа

бхагавантам вибхавасум

шитам бхайам тамо ’пйети

садхун самсеватас татха

«Как пропадают без следа холод, страх и темнота для того, кто приблизился к жертвенному огню, так уничтожаются тупость, страх и невежество в том, кто служит преданным Господа».

нимаджджйонмаджджатам гхоре

бхавабдхау парамайанам

санто брахма-видах шанта

наур дридхевапсу маджджатам

«Преданные Господа, умиротворенные и утвердившиеся в абсолютном знании, – высшее прибежище для тех, кто неоднократно поднимался и опускался под воду в страшном океане материальной жизни. Такие преданные подобны крепкой лодке, приплывшей спасти людей, которые иначе вот-вот утонут».

аннам хи пранинам прана

артанам шаранам тв ахам

дхармо виттам нринам претйа

санто ’рваг бибхйато ’ранам

«Как пища является источником жизни для всех созданий, как Я становлюсь высшим прибежищем для угнетенных и как религия оказывается богатством тех, кто уходит из этого мира, так и Мои преданные – единственное спасение для тех, кто боится пасть в жалкие условия жизни».

санто дишанти чакшумси

бахир арках самуттхитах

девата бандхавах сантах

санта атмахам эва ча

«Мои преданные даруют божественное зрение, тогда как солнце позволяет видеть только внешний мир, и то – лишь когда поднимется в небеса. Мои преданные – божества, воистину достойные поклонения, и подлинная семья. Они – сама душа человека и, в конечном итоге, неотличны от Меня» (Бхаг., 11.26.31 – 34).

Приблизившись к огню, человек может не бояться темноты, змей и диких зверей. Аналогичным образом, обратившись к чистым вайшнавам, он может выйти из мрака материалистической жизни, перестать бояться будущего и вспомнить об исполненном блаженства служении Господу, забвение о котором лежит в основе всех мирских страхов и невежества.

Приставка упа- в стихе, начинающемся со слов йатхопашрайаманасйа (то есть, йатха упа-шрайаманасйа), указывает на приближение к чему-либо. Тем самым подразумевается, что обрести благословения преданных можно даже служа им в разлуке. Святые вайшнавы, осознавшие Абсолютную Истину такой, как она являет себя во Враджа-дхаме, могут даровать освобождение тем, кто попал в круговорот рождений в высших и низших формах жизни. Они способны даровать нам это бесценное сокровище, ибо постигли славу преданного служения Кришне, которое является сокровенной сутью ведических писаний. Такие преданные, умиротворенные и не обеспокоенные даже собственным освобождением, даруют удачливым душам духовное прозрение, которое может принимать разные формы – такие, как постижение безличного и личностного аспекта Абсолютной Истины, или способность распознавать разные виды бхагавад-бхакти. Обычное же солнце дает свет, но лишь в ограниченной степени.

Даже не пытаясь перечислить все достоинства вайшнавов (ибо это невозможно), мы должны просто понять, что один-единственный святой равен всем полубогам вместе взятым. Чистые преданные – вот наши истинные друзья. Они – наша душа, самое дорогое, источник жизни для нас. Кришна считает, что преданные поистине неотличны от Него Самого.

Ранее, в «Шримад-Бхагаватам» (11.11.49), Господь Кришна сказал Уддхаве: «Ты Мой слуга, благожелатель и друг, и поэтому я поведаю тебе кое-что особенно сокровенное». Затем Кришна говорит:

на родхайати мам його

на санкхйам дхарма эва ча

на свадхйайас тапас тйаго

нешта-пуртам на дакшина

вратани йаджнаш чхандамси

тиртхани нийама йамах

йатхаварундхе сат-сангах

сарва-сангапахо хи мам

«Дорогой Уддхава, общение с Моими чистыми преданными избавляет человека от всякой привязанности к объектам материального чувственного наслаждения. Такое общение очищает человека и заставляет Меня покориться ему. Кто-то может заниматься аштанга-йогой, предаваться философским размышлениям, анализируя элементы материальной природы, практиковать ненасилие и другие общепринятые формы благочестия, повторять Веды. Кто-то предается аскезе, отрекается от мира, проводит жертвоприношения, копает колодцы, сажает деревья и совершает другие деяния на благо других. Иные раздают пожертвования, соблюдают строгие обеты, поклоняются полубогам, читают секретные мантры, посещают святые места, придерживаются главных и второстепенных наставлений, упорядочивающих жизнь. Но даже всем этим Меня не покорить» (Бхаг., 11.12.1 – 2).

Первая и вторая ступени аштанга-йоги Патанджали Риши представляют собой двенадцать ниям («меньших предписаний») и двенадцать ям («главных предписаний»). Шри Кришна перечисляет их Уддхаве:

ахимса сатйам астейам

асанго хрир асанчайах

астикйам брахмачарйам ча

маунам стхаирйам кшамабхайам

шаучам джапас тапо хомах

шраддхатитхйам мад-арчанам

тиртхатанам парартхеха

туштир ачарйа-саванам

эте йамах са-нийама

убхайор двадаша смритах

пумсам упаситас тата

йатха-камам духанти хи

«Отказ от насилия, правдивость, нежелание чужого имущества и отказ от воровства, отрешенность, смиренность, свобода от чувства собственности, вера в религиозные принципы, целомудрие, молчаливость, постоянство, умение прощать и бесстрашие – таковы двенадцать главных воспитательных принципов. Внутренняя и внешняя чистота, повторение святых имен Господа, аскеза, совершение жертвоприношений, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святых мест, действия только с желанием и во имя высшего блага, удовлетворенность и служение духовному учителю