– таковы двенадцать составляющих ежедневных обязанностей человека. Перечисленные двадцать четыре добродетели одаривают всеми желаемыми благословениями тех, кто с преданностью взращивает их» (Бхаг., 11.19.33 – 35).
Общество возвышенных вайшнавов позволяет противостоять не только материальным привязанностям, но и влечению к играм Верховного Господа на Вайкунтхе и в других обителях, иных, чем Голока. Что уж говорить о могуществе непосредственного общения с вайшнавами, если даже просто внимая рассказам об их величии, человек достигает наивысшего успеха. Об этом в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.13.4) говорит Шри Видура:
шрутасйа пумсам сучира-шрамасйа
нанв анджаса сурибхир идито ’ртхах
тат-тад-гунанушраванам мукунда-
падаравиндам хридайешу йешам
«Те, кто с большим усердием долгое время внимает духовному учителю, обязаны услышать из его уст рассказы о качествах и деяниях чистых преданных, которые в глубине сердца всегда размышляют о лотосных стопах Мукунды – Господа, который дарует Своим преданным освобождение».
В Четвертой Песни (4.9.10) Дхрува Махарадж делает аналогичное утверждение:
йа нивритис тану-бхритам тава пада-падма-
дхйанад бхавадж-джана-катха-шраванена ва сйат
са брахмани сва-махиманй апи натха ма бхут
ким в антакаси-лулитат пататам виманат
«О мой Господь, трансцендентное блаженство, которое испытывает человек, медитируя на Твои лотосные стопы или слушая чистых преданных, воспевающих Твое величие, так безгранично, что не идет ни в какое сравнение с брахманандой, наслаждением человека, которому кажется, что он растворился в безличном Брахмане и слился со Всевышним. Если даже брахмананда меркнет перед трансцендентным блаженством, которое доставляет преданное служение, то что говорить об эфемерных радостях жизни на райских планетах, которую разящий меч времени может оборвать в любой момент? Любой, кто попадает на райские планеты, рано или поздно будет вынужден снова вернуться на Землю».
Любая встреча с преданными Верховного Господа гарантирует человеку полный успех в жизни. Но и это не все. Даже общества преданного слуги вайшнавов достаточно, чтобы обрести высшее совершенство. Поэтому Дхрува Махараджа говорит:
те не смарантй атитарам прийам иша мартйам
йе чанв адах сута-сухрид-гриха-витта-дарах
йе тв абджа-набха бхавадийа-падаравинда-
саугандхйа-лубдха-хридайешу крита-прасангах
«О мой Господь, чей пупок подобен лотосу, если человеку посчастливилось встретить чистого преданного, который всем сердцем стремится к Твоим лотосным стопам, чтобы без конца вдыхать их благоухание, он утрачивает привязанность к материальному телу и к тому, что его окружает: к детям, друзьям, дому, богатству и жене, – словом, ко всему, что так дорого сердцу материалиста. Поистине, он становится безразличен ко всему этому» (Бхаг., 4.9.12).
В отличие от всех остальных, включая йогов-имперсоналистов, возвышенные преданные, в чьих сердцах живет чистая любовь к лотосным стопам Верховного Господа, полностью свободны от ошибочного отождествления себя с телом. Сам Господь Вишну в Своем воплощении Хамсы говорил:
дехам ча нашварам авастхитам уттхитам ва
сиддхо на пашйати йато ’дхйагамат сварупам
даивад апетам атха даива-вашад упетам
васо йатха парихитам мадира-мадандхах
«Как пьяный не замечает, одет он или наг, тот, кто в совершенстве постиг свою природу и тем обрел свою вечную сущность, не замечает, сидит или стоит его временное тело. Если, по воле Господа, этому телу придет конец, а самому ему суждено обрести новое тело, эта осознавшая себя душа не заметит этого. Так пьяный не замечает – на нем его рубашка или плащ или нет» (Бхаг., 11.13.36).
Господь Ришабхадева описывает качества великих преданных:
махантас те сама-читтах прашанта
виманйавах сухридах садхаво йе
«Великие души ко всем относятся одинаково. Они всегда уравновешенны, умиротворены и целиком отдают себя преданному служению. Они свободны от гнева и заботятся о благе каждого. Они никогда не совершают дурных поступков. Таких людей называют махатмами».
йе ва майише крита-саухридартха
джанешу дехамбхара-вартикешу
грихешу джайатмаджа-ратиматсу
на прити-йукта йавад-артхаш ча локе
«Того, кто старается пробудить в себе сознание Кришны и развить любовь к Богу, не привлекают занятия, которые не связаны с Кришной. Такой человек не общается с теми, кто думает только о том, как удовлетворить свои телесные потребности – в еде, сне, сексе и самозащите. Он может вести семейную жизнь, однако он не привязан к своему дому, жене, детям, друзьям и имуществу. В то же время он не пренебрегает своими обязанностями. Он трудится, но при этом не стремится заработать денег больше, чем необходимо, чтобы поддерживать жизнь в теле» (Бхаг., 5.5.2 – 3).
Поскольку махатмы свободны от мирских волнений, вызванных любовью и ненавистью, они равно относятся к друзьям, врагам и тем, кто равнодушен к ним. Иначе говоря, великие души умиротворены. Умиротворены они потому, что свободны от гнева, а свобода от гнева проистекает из их беспричинной благосклонности к каждому живому существу. Последнее же возможно благодаря их стойкой приверженности праведному поведению. Цель их жизни – стать надежными друзьями Личности Бога. Им, всецело поглощенным этой целью, нет никакого удовольствия общаться с теми, кого интересует не стремление к высшим целям духовной жизни, а исключительно забота о теле. В отличие от них, махатмы стараются тратить как можно меньше сил на работу по поддержанию своих материальных тел.
Свою оценку вайшнавам-махатмам Господь Кришна дает в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (11.14.17), обращаясь к Уддхаве:
нишкинчана майй ануракта-четасах
шанта маханто ’кхила-джива-ватсалах
камаир аналабдха-дхийо джушанти те
йан наирапекшйам на видух