Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 502 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 502

сукхам мама

«Те, в чьем сердце не сохранилось ни малейшего желания удовлетворения чувств, чьи умы всегда поглощены Мною, кто умиротворен, свободен от ложного эго и милостив ко всем живым существам, те, на чье сознание никогда не влияет перспектива мирских наслаждений – такие люди черпают во Мне счастье, неведомое и недостижимое для тех, у кого нет такой отрешенности от материального мира».

Только преданные, чьи сердца всецело отданы Верховной Личности, являются подлинными махатмами. Существуют некоторые внешние признаки, по которым можно распознать этих великих душ. Они не стремятся к наживе, свободны от привязанностей и антипатий, с любовью беспокоятся обо всех живых существах, чисты сердцем и равнодушны к собственному наслаждению. Внутренним их свойством является счастье, которое они испытывают от своих взаимоотношений с Верховным Господом, – счастье, которое ведомо лишь чистым вайшнавам.

Собственное счастье Господа также не имеет ничего общего с брахманандой имперсоналистов, черпающих наслаждение в своем «я». Поскольку Кришна – слуга Своих слуг, Он всегда жаждет поделиться с преданными экстатическими вкусами бхакти-расы:

ахам бхакта-парадхино

хй асватантра ива двиджа

садхубхир граста-хридайо

бхактаир бхакта-джана-прийах

«Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, поэтому Я нахожусь только в их сердцах. Что говорить о них, когда даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги Мне» (Бхаг., 9.4.63).

Преданный, чья вера сильна, искренне занят поклонением Господу. А когда, благодаря такому поклонению, в его сердце развивается трансцендентное влечение к Господу, он становится подлинным махатмой. Таким образом, вера, которая приводит к влечению, является главным внутренним свойством возвышенного вайшнава. Шри Хави, один из девяти Йогендр, описывает это важнейшее качество чистых преданных следующим образом:

висриджати хридайам на йасйа сакшад

дхарир авашабхихито ’пй агхаугха-нашах

пранайа-расанайа дхритангхри-падмах

са бхавати бхагавата-прадхана уктах

«Господь, Верховная Личность Бога, так милостив к обусловленным душам, что, если они взывают к Нему, произнося Его святое имя, пусть даже ненамеренно или против воли, Господь желает уничтожить последствия бесчисленных грехов в их сердцах. Поэтому когда преданный, обретший прибежище лотосных стоп Господа, с искренней любовью повторяет святое имя Кришны, Господь никогда не сможет уйти из его сердца. Того, кто связал Верховного Господа веревками любви в своем сердце, называют бхагавата-прадхана, самым возвышенным из преданных Бога» (Бхаг., 11.2.55).

Самые возвышенные из вайшнавов поклоняются Господу Хари в Его изначальной форме Кришны, кришнас ту бхагаван свайам (Бхаг., 1.3.28). Святые имена Кришны, будучи неотличны от него Самого (сакшад дхарих), столь могущественны, что, даже если человек повторяет их непреднамеренно, они уничтожают огромное количество грехов. В Своих невероятно чудесных вриндаванских играх Кришна убил множество демонов, таких как Агхасура, и даровал им освобождение, тем самым сведя на нет исходящую от них угрозу. Во Вриндаване преданные так крепко связали Кришну веревками своей любви, что Ему никогда не ускользнуть из их сердец. В процитированном стихе такие преданные, самые близкие спутники Господа, названы словами бхагавата-прадханах. Грамматически здесь использована форма единственного числа, ибо таких преданных относительно немного.

эвам сал-лакшана локе

дурлабха манавах калау

на хи симха-самуха ваи

дришйанте йатра кутрачит

«В Кали-югу в этом мире редко можно встретить человека с качествами святого. Мы определенно никогда не видели множество львов в одном месте». В «Шри Хари-бхакти-судходае» (13.2) богиня Земли говорит: су-дурлабха бхагавата хи локе – «Крайне редко в этом мире можно встретить чистого преданного». А, говоря словами Махараджи Ними,

дурлабхо манушо дехо

дехинам кшана-бхангурах

татрапи дурлабхам манйе

ваикунтха-прийа-даршанам

«Труднее всего обусловленным душам получить человеческое тело, а потерять его можно в любой момент. Но я думаю, что даже те, кто обрел его, редко имеют возможность общаться с чистыми преданными, которые дороги Господу Вайкунтхи» (Бхаг., 11.2.29).

В материальном мире редко можно встретить чистых вайшнавов, ибо преданность Шри Кришне пробуждается только в том, в чьем сердце не осталось и следа от последствий греховных поступков и кто должным образом выполнил все обязанности, приличествующие праведнику.

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

«Кто совершал благочестивые поступки в этой и прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне» (Б.-г., 7.28).

дана-врата-тапо-хома

джапа-свадхйайа-самйамаих

шрейобхир вивидхаиш чанйаих

кришне бхактир хи садхйате

«Преданного служения Господу Кришне можно достичь, занимаясь благотворительностью, строго соблюдая обеты, совершая аскезу, проводя огненные жертвоприношения, повторяя джапу, изучая Веды, следуя регулирующим принципам и при помощи множества других благотворных практик» (Бхаг., 10.47.24).

джанмантара-сахасрешу

тапо-джнана-самадхибхих

наранам кшина-папанам

кришне бхактих праджайате

«Те люди, которые тысячи жизней провели в асекзе, постижении знания и медитативном трансе и так полностью избавились от греха, могут развить в своем сердце преданность Кришне» («Йога-васиштха-рамаяна»).

Из этих утверждений можно заключить, что человек, не обладающий преданностью Верховному Господу, является грешником. А знание, которое обретают люди, стремящиеся к слиянию с безличным Брахманом, нельзя называть бхакти. Ведь даже в текстах, подобных «Йога-васиштхе», в которых заметна примесь имперсонализма, указывается, что тапас, гьяна и самадхи нацелены на достижение бхагавад-бхакти. Шрила Шридхара Свами в конце своего комментария