Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 503 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 503

к «Бхагавад-гите» пишет: джнанасйа бхактй-авантара-вйапаратвам эва – «Гьяна представляет собой лишь второстепенную деятельность и подчинена бхакти». А в самой «Бхагавад-гите» (10.10, 18.54 – 55) Кришна недвусмысленно говорит о знании (буддхи-йоге) лишь как о способе достичь высшую цель, чистую преданность Ему:

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне».

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».

бхактйа мам абхиджанати

йаван йаш часми таттватах

тато мам таттвато джнатва

вишате тад-анантарам

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога».

Таким образом, Кришна всегда разграничивает гьяну и бхакти, и преданные, Его верные слуги, поступают точно так же. Отсюда, разумеется, следует, что те, кто поклоняется безличному Абсолюту, вовсе не так возвышенны в духовном плане, как преданные Верховной Личности Бога. В Четвертой песни «Шримад-Бхагаватам» (4.22.39) Санат-кумар говорит Махарадже Притху:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа

кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах

тадван на рикта-матайо йатайо ’пи руддха-

срото-ганас там аранам бхаджа васудевам

«Преданные, которые неустанно служат пальцам лотосных стоп Господа, с легкостью разрубают тугие узлы желаний, связанных с кармической деятельностью. Что же касается непреданных – гьяни и йогов, то, хотя они и пытаются остановить волны материальных желаний, сделать это так трудно, что все их попытки оканчиваются неудачей. Поэтому последуй нашему совету и занимайся преданным служением Кришне, сыну Васудевы».

Верховный Господь задействует Свои энергии самыми разными способами, коим нет числа. И все они суть Его виласа («игровые экспансии»). Но чистых вайшнавов особенно тянет служить Ему, слушая и рассказывая о Его виласе в Шри Вриндаване и других Его духовных обителях. Так, Господь Капиладева, дав Своей матери подробные наставления о различных видах духовных практик, порекомендовал ей рассказы об играх Господа Вайкунтхи как важнейшую из всех садхан.

Преданное служение и само по себе является виласой, выражением чистой радости. Участвуя в бхакти-виласе, т.е. почитая маха-прасад Верховного Господа, танцуя, воспевая Его славу, и выполняя иное служение для Его удовольствия, святые развязывают в своем сердце узлы материального рабства – материалистический подход к жизни, рожденный из ложного эго. Санньяси-имперсоналисты могут подавить побуждения своих чувств, но они не способны распутать узлы кармы, связывающие их сердца. А даже если этот узел начнет им поддаваться, они не смогут развязать его до конца. Побуждения чувств сравнивают с мощным речным потоком, таким как Ганга, который ничто не может остановить. Не имея особой защиты со стороны внутренней энергии Верховного Господа, которую дает чистое преданное служение, никто не в силах остановить непрестанный поток чувственного возбуждения. Поэтому санньяси-непреданные утрачивают свое возвышенное положение, тогда как преданные, всецело вручившие себя Господу, никогда не падают. Когда Кришна пребывал во чреве Деваки, полубоги говорили Ему в молитвах:

татха на те мадхава таваках квачид

бхрашйанти маргат твайи баддха-саухридах

«О Мадхава, Верховная Личность Бога, повелитель богини процветания, даже если преданные, исполненные любви к Тебе, сходят с пути преданного служения, они падают не так, как непреданные» (Бхаг., 10.2.33).

Хотя в данном высказывании полубоги допускают, что теоретически преданный может пасть, признанные святые отрицают такую возможность. Вайшнавов-парамахамс связывает с Верховным Господом тесная и крепкая дружба, поэтому они никогда, ни при каких обстоятельствах не попадают под влияние иллюзии.

Имперсоналисты считают Высшее «Я» бесформенным или чем-то вроде пустоты. Верховный Господь отплачивает им той же монетой и является этим людям в форме, отвечающей их вкусу. Об этом в своих молитвах рассказывают олицетворенные Веды. Вийата ивападасйа тава шунйа-тулам дадхатах: «Как у эфира нет воспринимаемых чувствами качеств, так и Ты напоминаешь пустоту» (Бхаг., 10.87.29). Однако представление о Всевышнем как чем-то безличном страдает неполнотой, ибо не учитывает сути самоосознания – чистой преданности лотосным стопам Верховного Господа. Таким образом, только вайшнавы, твердые в своей вере, являются подлинно святыми людьми, сат, а все прочие суть асат. Тот, кто желает достичь успеха в жизни, должен, следуя примеру таких святых, обрести прибежище у сына Васудевы и поклоняться Ему.

Людей, которые отвергают защиту со стороны Личности Бога, нельзя назвать вайшнавами. Такие люди, не имея прибежища, фактически являются духовными сиротами. Но вайшнавы, которых Господь защищает, свободны от страха и могут использовать всю деятельность своих чувств на служение Ему, без труда обретая освобождение из материального рабства. Кроме того, каждое мгновение своей жизни они наслаждаются переполняющим их экстазом, который становится все свежее и свежее. Тем, кто просто обрел освобождение, подобное неведомо. Санньяси-имперсоналисты могут высвободиться из безбрежного океана самсары только после долгих и серьезных усилий. Преданные же Верховного Господа пересекают его радостно и легко. В начале творения полубоги, управляющие