Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 499 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 499

йати

на чеджйайа нирвапанад грихад ва

на ччхандаса наива джалагни-сурйаир

вина махат-пада-раджо-’бхишекам

«О царь Рахугана, лишь тот способен постичь Абсолютную Истину, кому выпала удача осыпать свое тело пылью с лотосных стоп великих преданных. Чтобы приблизиться к Абсолютной Истине, недостаточно хранить обет безбрачия [брахмачарью], добросовестно выполнять обязанности домохозяина, покинуть дом и стать ванапрастхой, принять санньясу или же предаваться суровой аскезе (например, зимой стоять в ледяной воде, а летом сидеть под палящим солнцем в окружении костров). Есть еще много методов, с помощью которых люди пытаются постичь Абсолютную Истину, однако Абсолютная Истина открывается только тому, кто удостоился милости великого преданного».

йатроттамах-шлока-гунанувадах

прастуйате грамйа-катха-вигхатах

нишевйамано ’ну-динам мумукшор

матим сатим йаччхати васудеве

«Кто же эти великие чистые преданные, о ком мы говорим? В кругу таких преданных никогда не услышишь разговоров на мирские темы – о политике, жизни общества и т.п. Чистые преданные беседуют только о качествах, воплощениях и деяниях Верховной Личности Бога. Они всегда прославляют Господа и поклоняются Ему с неослабным вниманием. Общаясь с чистыми преданными и смиренно внимая их беседам, даже тот, кто желает слиться с бытием Абсолютной Истины, со временем откажется от этого намерения и посвятит себя служению Господу Васудеве».

В стихе, непосредственно предшествующем двум процитированным, Джада Бхарата отождествляет Абсолютную Истину с Бхагаваном, Личностью Бога, и Васудевой, любимым сыном Васудевы. Здесь же он говорит царю Рахугане, что к этой Верховной Личности нельзя приблизиться иначе, чем омывшись в пыли со стоп чистых вайшнавов. Без этого любые другие общепринятые методы духовного продвижения бесполезны. Мало исполнять обязанности, предписанные нам варной и ашрамом. Недостаточно сосредотачивать ум в процессе целенаправленной аскезы, совершать ведические жертвоприношения, раздавать пищу и другую милостыню. Праведно трудиться, как подобает домохозяину, изучать Веды, поклоняться воде, огню и другим элементам природы и их повелителям – Варуне, Агни, – всего этого тоже недостаточно. Лишь в том случае, если садхаке удастся порадовать преданных Господа, эти старания помогут ему снискать благосклонность Господа Васудевы. Порадовав преданных, можно завоевать милость Верховного Господа, даже не выполняя ни одного из этих очистительных действий.

Господа Кришну называют Уттама-шлокой – тем, чья безупречная слава прогоняет прочь всякое невежество. Когда человек омывается в пыли со стоп Его преданных, он получает возможность войти в их круг, чтобы слушать их рассказы о трансцендентных качествах Кришны, первое из которых – Его неизменная благосклонность к вайшнавам. День за днем слушая эту чистую кришна-катху, материалист возвышается до такого уровня, на котором он становится достоин освобождения, а затем в его сердце пробуждается искренняя склонность к преданному служению Кришне.

В той же самой истории Рахугана отвечает Джаде Бхарате:

ахо нри-джанмакхила-джанма-шобханам

ким джанмабхис тв апараир апй амушмин

на йад дхришикеша-йаша-критатманам

махатманам вах прачурах самагамах

«Ни одна форма жизни в этом мире не может сравниться с человеческой. Куда лучше родиться человеком на Земле, чем полубогом на райских планетах. Чего достигает душа, возвысившись да положения полубога? Обитатели райских планет окружены всеми мирскими благами и утопают в роскоши, поэтому у них нет возможности общаться с преданными» (Бхаг., 5.13.21).

Человеческая жизнь как никакая другая подходит для того, чтобы плениться бхагавад-бхакти. Глупых людей может прельстить жизнь полубогов, но великие святые, подобные Джаде Бхарате, даже посещают райские планеты крайне редко. Как правило, полубоги, чересчур поглощенные мирскими наслаждениями, не заслуживают того, чтобы такие чистые вайшнавы удостаивали их своего общества. Вместо того, чтобы путешествовать по небесам, эти святые, чьи сердца чисты от постоянных размышлений о славе Господа Хришикеши, предпочитают странствовать по святым местам на Земле.

Вот что говорит по этому поводу Шри Прахлада Махараджа:

наишам матис тавад урукрамангхрим

спришатй анартхапагамо йад-артхах

махийасам пада-раджо-’бхишекам

нишкинчананам на вринита йават

«Пока закоренелый материалист не осыпет себя пылью с лотосных стоп вайшнава, всецело свободного от скверны мирского бытия, он не разовьет привязанности к лотосным стопам Господа, которого прославляют за Его необычайные деяния. Очистить свою жизнь может лишь тот, кто, обретя сознание Кришны, укрылся под сенью лотосных стоп Верховной Личности Бога» (Бхаг., 7.5.32).

Буквально перед тем, как произнести эти слова, Прахлада Махарадж выразил тревогу по поводу невежественных материалистов, живущих в этом мире. Такие люди не хотят признать, что для них же самих лучше всего стремиться к Господу Вишну. Такие грубые материалисты должны осыпать свое тело пылью со стоп чистых вайшнавов, отвергающих всякое эгоистическое стремление к наслаждениям и не желающих ничего, помимо бхагавад-бхакти. В противном случае умы этих людей никогда не устремятся к преданному служению Господу. Без милости великих святых глупые материалисты не смогут даже теоретически познать духовные истины, не говоря уж о том, чтобы получить какие-то ощутимые плоды.

Царь Мучукунда говорит:

бхавапаварго бхрамато йада бхаведж

джанасйа тархй ачйута сат-самагамах

сат-сангамо йархи тадаива сад-гатау

паравареше твайи джайате ратих

«О Ачьюта, когда с материальной жизнью блуждающей по миру души покончено, она может попасть в общество Твоих преданных. Общаясь с ними, человек обретает преданность Тебе, конечной цели Твоих преданных, повелителя всех причин и следствий» (Бхаг., 10.51.53).

Обусловленные души бесцельно скитаются