Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 517 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 517

Индры Кришне. Индра вознес их после того, как Кришна поднял холм Говардхан. Слово сварга используется здесь в том же самом значении, что и в следующем стихе из «Шримад-Бхагаватам» (2.5.42):

бхур-локах калпитах падбхйам

бхувар-локо ’сйа набхитах

свар-локах калпито мурдхна

ити ва лока-калпана

«Согласно другим представлениям, вся система планет вселенной делится на три части: низшие планеты, расположенные на ногах Господа, средние, находящиеся на Его пупке, и высшие [Сварлока], занимающие пространство от груди Верховной Личности до Его головы».

Иначе говоря, под сваргой могут подразумеваться пять высших планетных систем, от мира, где правит Индра, и до обители Брахмы. Выше этих планет находится граница материальной вселенной, а над ней – Брахмалока (Вайкунтха), трансцендентная обитель. Брахмалока – это другое название Вайкунтхи. Она называется так потому, что является обителью брахмы, чистого духа, и правит этим миром Верховный Брахман, Личность Бога, Шри Кришна.

Конечно, помимо упомянутых здесь пяти высших миров, лок, есть еще семь оболочек вселенной, за которыми простирается обитель освобождения (мукти-пада). Над обителью освобождения находится Шивалока, а выше ее – духовный мир. Но в процитированном стихе упоминаются лишь Сваргалока и Вайкунтха, ибо вселенские покрытия обычно не считаются «мирами», а Сварга хорошо известна как райское место, куда попадают праведные карми. Поэтому, чтобы дать какое-то представление о величии Вайкунтхи, такого описания (когда духовный мир изображается находящимся над Сваргой) вполне достаточно.

Правильнее, однако, называть Верховную Личность Бога не просто Брахманом, а Парабрахманом, Верховным Брахманом. Кришну называют парам брахма наракрити, «Верховной Абсолютной Истиной, явившейся в человеческом облике». В «Бхагават-гите» (10.12) Арджуна говорит Кришне:

парам брахма парам дхама

павитрам парамам бхаван

«Ты – Верховная Личность Бога, высшая обитель, чистейший, Абсолютная Истина». Таким образом, слова «Атма» и «Брахман» можно считать второстепенными именами Кришны, ибо они называют Его экспансии – Сверхдушу и безличный аспект Всевышнего. Поэтому дальше, в той же десятой главе «Бхагавад-гиты» (10.20), Кришна начинает описывать свои исполненные величия материальные экспансии (вибхути) такими словами:

ахам атма гудакеша

сарва-бхуташайа-стхитах

«О Арджуна, Я – Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа». В «Брихат-сахасра-нама-стотре», когда перечисляются второстепенные имена Верховной Личности Бога, относящиеся к Его вибхути, Господь также назван Атмой: атма таттвадхипах («Он – Высшая Душа и повелитель элементов мироздания»). Святые вайшнавы тоже определяют безличный Брахман как одну из вибхути Верховного Господа: парат парам брахма ча те вибхутайах («Все это, включая Верховный Брахман, запредельный всему сущему, – Твои экспансии, в которых проявлено Твое величие»). Таким образом, если в тысячу имен Верховного Господа, перечисленных в «Брихат-сахасра-нама-стотре», входят и имена Его вибхути, они тоже по сути являются именами Господа, и Шри Кришну вполне можно называть Брахманом.

Подводя итог, Шри Шукадева говорит:

мурдхабхих сатйа-локас ту

брахма-локах санатанах

«Высшая планетная система, Сатьялока, находится на голове вселенской формы. Однако Брахмалока вечна» (Бхаг., 2.5.39). Шрила Шридхара Свами в своем комментарии пересказывает эту мысль своими словами: «Мир Брахмана, который называют Вайкунтхой, постоянен и вечен. Он не входит в сферу материальных элементов». Иначе говоря, Брахмалока – это Вайкунтха.

В стихе из «Шри Хари-вамши», который цитирует здесь Махараджа Парикшит, говорится, что на Брахмалоке всегда несут свое служение брахмариши, т.е. либо те, кто поглощен размышлениями о Брахмане, либо великие вайшнавы, посвятившие свои жизни Парабрахману, Бхагавану (такие как Нарада Муни). В эту духовную обитель стремятся попасть самые возвышенные души, включая Господа Шиву и его супругу, а также достигшие освобождения мудрецы, осознавшие свое единство с сияющим Всевышним. В действительности, такие души, достойные попасть на Брахмалоку, – вовсе не имперсоналисты, а великие преданные лотосных стоп Верховного Господа, Личности Бога, подобно Санака-кумару и его братьям, на своем опыте познавшем ничтожность освобождения в безличном Брахмане. Нарада и другие спутники Господа Нараяны столь же компетентны в духовном плане, но поскольку они не просто достойны попасть на Вайкунтху, а считаются ее вечными жителями, в приведенном стихе из «Шри Хари-вамши» они не упоминаются в числе тех, кто сделал эту обитель целью своей жизни.

Если понимать слово джйотишам в последней строке стиха буквально (то есть как солнце, луну и звезды), тогда следует признать, что ничего особо ценного в нем не сообщается. Сказать, что духовный мир находится выше Солнца и Луны, – значит ничего не сказать, ибо даже Махарлока расположена выше солнечной и лунной орбит. Ни Солнце, ни Луна не могут достать даже до Сатьялоки, не говоря уж о Вайкунтхе. Поэтому под словом джйотишам лучше понимать излучающих духовное сияние мудрецов, которые поклоняются Верховной Личности.

ТЕКСТ 81

тасйопари гавам локах

садхйас там палайанти хи

са хи сарва-гатах кришна

махакаша-гато махан

тасйа упари – выше нее; гавам – коров; локах – планета; садхйах – Садхьи; там – ее; палайанти – охраняют; хи – в действительности; сах – она; хи – в действительности; сарва-гатах – всепронизывающая; кришна – о Кришна; маха-акаша – все небо; гатах – пронизывающая; махан – бесконечно расширяющаяся.

«Над Брахмалокой находится планета коров, которую охраняют Садхьи. О Кришна, эта великая планета бесконечно расширяется, пронизывая беспредельное духовное небо».

ТЕКСТ 82

упарй