Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 518 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 518

упари татрапи

гатис тава тапо-майи

йам на видмо вайам сарве

приччханто ’пи питамахам

упари упари – еще выше; татра – там; апи – также; гатих – цель; тава – Твоя; тапах-майи – обретаемая сильной сосредоточенностью; йам – который; на видмах – не можем понять; вайам – мы; сарве – все; приччхантах – осведомлявшиеся; апи – хотя; питамахам – у нашего деда.

«Эта планета выше всех других, и достичь Тебя там можно посредством сильной сердечной сосредоточенности. Никому из нас не под силу понять этот мир, хотя мы спрашивали о нем нашего деда».

КОММЕНТАРИЙ: Если исходить из обычных представлений о времени и пространстве, ничто не может существовать вне Вайкунтхи, поскольку она безгранична. Но в трансцендентном смысле Голока, планета коров, расположена выше нее. Подобно тому, как Шри Шивалока, благодаря своим относительным преимуществам, считается «выше» безграничной обители освобождения, а Вайкунтха, в свою очередь, – «выше» безграничной Шивалоки, также и Шри Голока находится выше Вайкунтхи. Утверждение, что Голока лежит за пределами даже Вайкунтхи, вполне обосновано, ибо только на Голоке лила-шакти Верховного Господа проявляет реальность в наиболее совершенном ее состоянии.

Голокой правят Садхьи, что значит «те, кому поклоняются великие святые». Эти Садхьи – любимые преданные Кришны (Шри Нанда и другие), примеру которых пытаются следовать Брахма, Санака, Шива и Нарада, пользуясь для этого всеми имеющимися в их распоряжении способами садханы. Слово садхйа можно истолковать и по-иному. Оно может быть производным от глагола со значением «выполнять» и указывать на то, что все пастухи и женщины Голоки своими уникальными экстатическими чувствами способны подчинить себе Кришну. Согласно еще одному толкованию, Садхьи – это гопи во главе с Шри Радхой. Они – самые любимые преданные Кришны и потому – главные жители Голоки. Своими чудесными играми с Кришной они постоянно сохраняют славу и величие этой обители.

Обычно словом садхья обозначают одну из групп простых полубогов. Но полагать, что в 81 и 82 стихах говорится именно о них, имеется не больше оснований, чем считать «светила» из текста 80 Солнцем, Луной и звездами. Обычные Садхьи, как и представители всех прочих кланов небожителей материального мира, не могут добраться даже до Сатьялоки – что уж говорить о Вайкунтхе! И, конечно же, эти Садхьи не могут достичь Голоки. И о том, чтобы они были охранителями этого места, не может быть и речи.

Голока пронизывает духовное небо, превосходя все ограничительные условия материального бытия. В ней наиболее полно прявлены чистые вечность, знание и блаженство. В отличие от крошечного неба материального мира, духовное небо беспредельно. Голока расположена в этом беспредельном небе. Абсолютную Истину называют акаша («небо»), поскольку, как небо, или материальный эфир, пронизывает вселенную и остается неизменным все время ее существования, так и Брахман вечен и всепроникающ. Величайшее же небо, махакаша, – это Парабрахман, Верховная Личность Шри Кришна, с Его насыщенным сиянием темно-синего цвета. Вайкунтха, совершенное проявление сач-чид-ананды, пребывает в Кришне и поэтому по сути своей неотлична от Него. А высшей обителью в пределах этого духовного бытия является Голока. Она находится выше Вайкунтхи, которая, в свою очередь, выше всех других миров.

Обусловленным душам трудно понять природу Вайкунтхи, а Голока для них – место еще более загадочное. Понять ее сущность можно лишь благодаря тапасье, состоящей в полной сосредоточенности сердца. Мирским рассудком невозможно даже приступить к ее постижению. Голока остается непознанной даже для великих мудрецов, которые, желая узнать о ней, обращаются к «деду» всей вселенной, Брахме.

ТЕКСТ 83

гатих шама-дамадйанам

сваргах сукрита-карманам

брахмйе тапаси йуктанам

брахма-локах пара гатих

гатих – цель; шама – контроля ума; дама – обуздания чувств; адйанам – и так далее; сваргах – Сварга; сукрита – праведная; карманам – тех, чья деятельность; брахмйе – духовной; тапаси – в дисциплине; йуктанам – кто занят; брахма-локах – Брахмалока; пара – высочайшее; гатих – место назначения.

«Достичь Сварги можно при помощи таких праведных дел как обуздание ума и чувств. Брахмалока же – высшая цель, которой достигают те, кто активно занят регулируемой духовной практикой».

ТЕКСТЫ 84 – 85

гавам эва ту голоко

дурароха хи са гатих

са ту локас твайа кришна

сидаманах критатмана

дхрита дхритимата дхира

нигхнатопадраван гавам ити

гавам – коров; эва – в действительности; ту – но; голоках – Голока; дурароха – до которой трудно взойти; хи – в действительности; са – она; гатих – цель; сах – этот; ту – но; локах – мир; твайа – Тобой; кришна – о Кришна; сидаманах – в осаде; крита-атмана – кто сведущ; дхрита – поддерживаемый; дхрити-мата – и мудрый; дхира – о непоколебимый; нигхната – кто устранил; упадраван – беспокойства; гаван – коровам; ити – так.

«Но подняться на Голоку, планету коров, невероятно трудно. Этот мир был в опасности, но Ты, о Кришна, сведущий, стойкий и мудрый, спас его, положив конец всякому насилию по отношению к коровам».

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе объясняется значение слова «Голока». Голока – это место, где живут главным образом коровы и их пастухи. Получить право доступа