Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 523 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 523

полюбоваться этим зрелищем!»

Другие женщины, оскорбленные происходящим, произнесли стих пунйа бата враджа-бхуво…, в котором провозгласили, что только Враджа-бхуми может считаться благочестивым местом, но никак не Матхура. Женщины говорят враджа-бхувах, употребляя это выражение во множественном числе. Таким образом они выражают почтение земле Враджа, указывают на ее большую протяженность и обращают свои слова не только к самой этой земле, но и ко всем живым существам, населяющим ее, и даже палкам, камням и другим неподвижным объектам.

Шри Кришна ступает по земле Враджа, представая перед взорами ее обитателей во всем Своем обаянии и наслаждаясь играми, исполненными многообразия. Описывая в данном стихе эту сцену, женщины думают: «Будь проклято это собрание, где Кришне грозит поражение! Как же благочестива земля Враджа, где Кришна бродит повсюду, наслаждаясь играми! Люди из тех мест праведны, в отличие от жителей этого города». Слово анчати означает «он бродит», однако может иметь и другой смысл – «он выражает почтение». В этом смысле анчати указывает на то, что Кришна своим присутствием оказывает почтение жителям Враджа.

В этом стихе женщины употребляют местоимение айам («этот»), и одна из них указывает пальцем на Кришну. Женщины стараются не произносить вслух имя Кришны, поскольку смотрят на Него как на своего мужа, а верная жена никогда не станет при других называть мужа по имени. Кроме того, они боятся, что, произнеся вслух Его имя, утратят над собой контроль, охваченные экстатическими переживаниями.

Кто-то, слыша эти проклятия в адрес Матхуры, мог возразить, что из авторитетного предсказания уважаемого риши Гарги давно известно, что Кришна станет правителем этого города. А следовательно, и город, и всех его жителей, присутствующих на этом собрании, непременно ждет великая удача. Но, какой бы бесспорной ни казалась эта истина, женщины Матхуры все равно настаивают: Враджа-бхуми – единственное воистину благое место.

Кришна – изначальный Господь всех живых существ. Существует бесконечное множество способов, которыми Его пытаются постичь идущие по духовному пути. Он – Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Стопам Его поклоняются Господь Шива и богиня Маха-Лакшми. И при этом во Врадже Он ведет себя как обычный человек. Чтобы сбить с толку врагов, подобных Камсе, Он прячет Свое могущество, а, наслаждаясь играми с преданными, прячется в рощах Вриндавана.

Во Врадже Кришна носит гирлянды из разных лесных цветов. С Ним всегда Бала – Баларама, Его старший брат. Также слово бала может означать Его войско – армию друзей. Кришна пасет коров, играет на флейте и наслаждается танцем раса и другими играми, в которых участвуют Его преданные. Но для жителей Матхуры Кришна – иной. Знатные матхурские кшатрии, погруженные в науку смрити и шрути, воспринимают Его только как предвечного Господа, Верховную Личность Бога, и такой взгляд не дает им вступить с Кришной в более близкие отношения. Они и другие жители Матхуры считают Кришну Васудевой – Богом, пребывающим в их сердцах, и не испытывают настоятельной потребности постоянно видеть Его перед собой. В большинстве своем преданные из Матхуры представляют себе Кришну с четырьмя руками и прочими атрибутами Верховной Личности Бога, исполненными роскоши и великолепия. Они помнят, что Ему поклоняются Господь Шива и другие полубоги, а потому не могут ощутить прему столь же полно, как жители Вриндавана. Враджаваси всегда настолько жаждут видеть Кришну, что не могут стерпеть даже мгновения разлуки с Ним. Они всегда видят Кришну перед собой в человеческом облике, прекрасней которого нет, и их любовь к Нему не стихает ни на мгновение. Для них Он – милый сын Шри Нанды и Яшоды. Они питают к Нему самые нежные чувства. Отношения с Кришной – их сокровище, столь ценное и дорогое, что от его сохранности зависит сама их жизнь. Они лично служат Ему разными способами, ощущая при этом ни с чем не сравнимое блаженство. Вне всякого сомнения, нет никого удачливей враджаваси, а значит, и земля, где они живут, – самое счастливое из мест.

Конечно, Ядавы из Матхуры – тоже великие вайшнавы, пребывающие на трансцендентном уровне любви к Богу, но перед ними Кришна никогда не появляется украшенным чудесными гирляндами из лесных цветов. А даже если и купит их иногда в большом городе Матхуре на Свои царские богатства, то разве станет Он там пасти коров? А даже если и заведет Себе собственное царское стадо и будет иногда играть, ухаживая за коровами, разве сможет Его в Матхуре всегда сопровождать Баларама? Ведь божественные братья так часто расстаются – то один уедет куда-то по делам, то другой. И как в Матхуре Кришна будет играть со всеми мальчиками-пастушками? Да, юные Ядавы иногда могут переодеться пастухами, чтобы в играх изображать Его друзей из Враджа, но даже и тогда в Матхуре Кришна не станет играть на флейте. Как не станет и разворачивать многие из других Своих игр, предназначенных исключительно для Враджи, таких как раса-лила. Женщины, которые произносят этот стих, в силу природной стыдливости не могут открыто говорить о танце раса, поэтому указывают