Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 525 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 525

поэтому, начиная свои молитвы, он называет Господа «сыном пастуха, чьи маленькие стопы очень нежны», а вовсе не Гопинатхой, повелителем гопи. Вдобавок к этому, Брахма считает себя сыном Кришны, несмотря на то, что является старейшим Его слугой, и естественным образом не желает вторгаться в область Его любовных отношений.

Произнося эти десять стихов, Махараджа Парикшит проникается настроением Шри Брахмы, духовного учителя всех вайшнавов.

ТЕКСТ 98

ахо бхагйам ахо бхагйам

нанда-гопа-враджаукасам

йан-митрам параманандам

пурнам брахма санатанам

ахо – о (великая); бхагйам – удача; ахо – о (великая); бхагйам – удача; нанда – Махараджи Нанды; гопа – и других пастухов; враджа-окасам – обитателей Враджа-бхуми; йат – которых; митрам – друг; парама-анандам – высшее блаженство; пурнам – полная; брахма – Абсолютная Истина; санатанам – вечная.

Какая огромная удача выпала Махарадже Нанде, пастухам и всем жителям Враджа-бхуми! Поистине, счастье их безгранично, ибо Сама Абсолютная Истина, источник высшего блаженства, Сам вечный высший Брахман стал их другом.

КОММЕНТАРИЙ: Кришна действует во благо враджаваси не только в определенных ситуациях, а всегда, постоянно. И Он не только избавляет враджаваси от всех страхов, но и посылает им экстаз в наивысших его формах. Поэтому Он для них – источник огромного счастья, и враджаваси считают Его своим самым близким другом. Будь Кришна просто Богом, их любовь к Нему была бы строго ограничена. Но Кришна одновременно и Верховная Абсолютная Истина, и дорогой друг жителей деревни, которой правит царь пастухов Нанда.

ТЕКСТ 99

эшам ту бхагйа-махимачйута тавад астам

экадашаива хи вайам бата бхури-бхагах

этад-дхришика-чашакаир асакрит пибамах

шарвадайо ’нгхрй-удаджа-мадхв-амритасавам те

эшам – этих (обитателей Вриндавана); ту – однако; бхагйа – удачи; махима – величие; ачйута – о непогрешимый Господь; тават – настолько; астам – да будет; экадаша – одиннадцать; эва хи – поистине; вайам – мы; бата – о!; бхури-бхагах – самые удачливые; этат – этих (преданных); хришика – чувств; чашакаих – чашками; асакрит – многократно; пибамах – пьем; шарва-адайах – Господь Шива и остальные главные полубоги; ангхри-удаджа – лотосных стоп; мадху – меда; амрита-асавам – нектарный, пьянящий напиток; те – Твоих.

Но, хотя никто не в силах оценить удачу жителей Вриндавана, мы, одиннадцать божеств, повелевающих чувствами, с Господом Шивой во главе не менее удачливы, ибо чувства обитателей Вриндавана подобны чашам, из которых мы вновь и вновь пьем нектарный, пьянящий мед Твоих лотосных стоп.

КОММЕНТАРИЙ: В материальном мире Господь Шива повелевает ложным эго всех живых существ, а Чандра и девять других полубогов управляют их умом и другими чувствами. Эти одиннадцать полубогов очень удачливы, ибо через эго, разум, ум, глаза, уши, кожу, язык, нос, речь, руки и ноги каждого из враджаваси они пьют нектар, струящийся с лотосных стоп Кришны. Эти полубоги видят, как враджаваси используют свое эго для того, чтобы считать себя слугами Кришны, разум – чтобы настроить ум всегда действовать для Его удовольствия, глаза – чтобы лицезреть Его, язык – чтобы воспевать, а уши – слушать Его славу.

Для враджаваси лотосные стопы Кришны – это амрита, нектар бессмертия, и асава, живительный эликсир для органов чувств (асавах). Можно, однако, понять эти слова по-другому. Лотосные стопы Кришны – асава, напиток, который сильно пьянит даже освобожденных душ, вышедших из-под власти рождения и смерти (амрита). Тем самым здесь подразумевается, что нектар лотосных стоп Кришны доставляет наслаждение куда большее, чем радость освобождения.

Поскольку полубоги повелевают различными чувствами, каждый из них может послужить Кришне одним из множества методов бхакти-йоги, используя тот орган, который находится в его подчинении. И если даже полубоги достигают совершенства жизни, вручая себя Кришне столь несовершенным путем, возможно ли описать удачу враджаваси, которые используют все свои чувства, чтобы всеми возможными способами служить Господу? Полубоги разделяют опыт чувственного восприятия каждого живого существа во Вселенной. Но даже через органы восприятия других вайшнавов они не могут насладиться тем нектаром, который добывают через чувства враджаваси. Поэтому, несомненно, враджаваси намного выше всех других преданных Верховного Господа.

Почему Брахма упоминает только одиннадцать божеств, повелевающих чувствами? Если не считать Верховного Господа Васудеву, который управляет сознанием (читта) обусловленных джив, таких божеств всего тринадцать. Одно из возможных объяснений состоит в том, что, поскольку функции ануса и гениталий невозможно непосредственно направить на поклонение Господу, управляющие божества этих двух органов не получают свою долю нектара с лотосных стоп Кришны. Гопи могут задействовать свои гениталии в служении Господу, но Брахма не хочет показаться бесстыдным, обсуждая эту тему. Другой вариант толкования состоит в том, что полубог Вишну, повелевающий ногами живых существ, является уполномоченным воплощением Господа Васудевы. Не учитывая его, а также Митру (божество ануса), получаем в общей сложности одиннадцать богов.

Разумеется, тела жителей Враджа всецело духовны, и потому их чувства не подчиняются полубогам материального мира. Но, как мы уже слышали от Господа Шивы, враджаваси подражают поведению обычных людей, имеющих материальные тела. Как бы то ни было, полубоги с Вайкунтхи (Чандра, Сурья и другие), обладающие духовными телами, тоже нисходят на землю, чтобы участвовать в