Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 526 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 526

играх Кришны во Врадже. Поэтому Брахма ничуть не погрешил против истины, когда назвал этих полубогов необычайно удачливыми из-за общения с враджаваси. Бесспорным фактом является то, что тела Господа Шивы и Господа Брахмы духовны по природе, поэтому мы вправе допустить, что и другие полубоги, о которых он упоминает, обладают духовными телами. Поскольку полубоги с Вайкунтхи названы особенно удачливыми именно благодаря тому, что связаны с враджаваси, можно заключить, что нет никого, кто бы превосходил обитателей Вриндавана.

ТЕКСТ 100

тад бхури-бхагйам иха джанма ким апй атавйам

йад гокуле ’пи катамангхри-раджо-’бхишекам

йадж-дживитам ту никхилам бхагаван мукундас

тв адйапи йат-пада-раджах шрути-мригйам эва

тат – эта; бхури-бхагйам – величайшая удача; иха – здесь; джанма – рождение; ким апи – настолько; атавйам – в лесу (Вриндавана); йат – которая; гокуле – в Гокуле; апи – даже; катама – любого (из преданных); ангхри – стоп; раджах – пылью; абхишекам – омовение; йат – которого; дживитам – жизнь; ту – поистине; никхилам – полностью; бхагаван – Верховная Личность Бога; мукундах – Господь Мукунда; ту – но; адйа апи – даже теперь; йат – которого; пада-раджах – пыль со стоп; шрути – Ведами; мригйам – искомое; эва – несомненно.

О, если бы я мог родиться в лесу Гокулы! Я согласен появиться на свет в любом теле, лишь бы на голову мою попадала пыль с лотосных стоп обитателей Гокулы. Больше жизни они дорожат Мукундой, Верховным Господом, пыль с лотосных стоп которого люди до сих пор ищут в ведических мантрах.

КОММЕНТАРИЙ: В данной молитве Брахма конкретизирует просьбу, высказанную ранее:

тад асту ме натха са бхури-бхаго

бхаве ’тра ванйатра ту ва тирашчам

йенахам эко ’пи бхавадж-джананам

бхутва нишеве тава пада-паллавам

«О мой Господь, поэтому я молю о том, чтобы удача улыбнулась мне и я всегда оставался бы одним из Твоих слуг – и в этом рождении, как Брахма, и во всех последующих жизнях. И даже если я окажусь в теле животного, я прошу Тебя позволить мне служить Твоим лотосным стопам» (Бхаг., 10.14.30).

Господь Брахма с великой радостью согласился бы родиться в этом мире снова – даже в теле травинки или иного существа, относящегося к низшим видам. И пусть даже растет эта травинка в глухом лесу. И пусть даже в этом лесу живут коровы и пастухи. Единственное условие, на котором настаивает Брахма, – это возможность всегда служить лотосным стопам Кришны.

Но разве не может Брахма спокойно служить Кришне в освобожденном состоянии или занимая высокое положение правителя вселенной? Нет, заявляет Брахма. Он не желает ничего подобного. Он добровольно отказывается от освобождения и хочет родиться вновь. И родиться не на какой-нибудь прекрасной планете, которая будет принадлежать ему, а на Земле (иха). А в качестве места рождения он предпочел бы лес, а не город. И не тот лес, где проводят свои дни аскеты, стремясь к духовному совершенству (тапо-вана), а простой лес в пастушеской деревне.

Что же получит Брахма, променяв свою Сатьялоку на возможность родиться в Гокуле? Он получит возможность омываться в пыли со стоп того или другого из обитателей Гокулы. Подобная абхишека приравнивается к омовению во всех священных источниках вселенной, поскольку Гокула – наивысшая из святых тиртх. Она сродни той церемониальной абхишеке, что проводится во время коронации, и пройти через нее – все равно что занять любое положение, о котором только мечтаешь.

Почему Брахма молится о том, чтобы родиться как одно из низших существ, на которое может попасть пыль со стоп гокулаваси? Почему бы ему не попросить о возможности стать одним из пастухов в Гокуле? Отвечая на этот вопрос, Брахма говорит, что Веды с самого своего появления на свет и до настоящего времени искали возможности получить эту пыль, но им так и не удалось это. Они лишены такой возможности, ибо отождествляют себя с различными материальными представлениями о жизни и, как правило, увлекают людей на пути, ведущие к мирскому успеху или освобождению в безличном Брахмане. И что уж говорить о рождении пастухом, если Веды не достойны даже этой пыли? А Брахма младше Вед и является их учеником. Так может ли он надеяться на то, чтобы заполучить пыль со стоп враджаваси? Нет, он может лишь молить об этом.

Здесь Брахма отмечает, что Кришна, придя на Землю и желая в этом облике явить во всей полноте Свое высшее могущество, красоту, очарование и сострадание, теперь превзошел даже Бхагавана, вечную Личность Бога. Поэтому Его называют Мукундой, дарующим наивысшее счастье премы. Он – жизнь и душа обитателей Враджи. Без Его присутствия не проходит ни одно мгновение их жизни. Он присутствует в каждом их действии, внешнем и внутреннем, и всегда покоряется их желаниям.

Поскольку Брахма намного младше Вед и считает себя их учеником, ему неловко даже в мыслях вообразить себя одним из близких спутников Кришны в Гокуле. Он считает неуместным молить о чем-то невозможном. По его мнению, с такой мольбой он в точности