Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 528 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 528

поэтому усиленно думают о Нем. Погибнув от руки Кришны, они достигают освобождения, единства с Брахманом. Это состояние в конечном счете также можно расценивать как достижение Всевышнего, ибо Брахман – одно из личных достояний Верховной Личности Бога. Но существует огромная разница между таким освобождением и совершенством, которое обретают вайшнавы, когда входят в духовное царство Вайкунтхи и достигают лотосных стоп Господа.

Молитва Брахмы, очень простая на первый взгляд, может иметь несколько различных толкований. Согласно одному из них, здесь Брахма отвечает на возможное сомнение: почему враджаваси, чьи сердца полны привязанностей и желаний, достойны лучшей похвалы, чем куда более достойные подражания вайшнавы, отрекшиеся от мира как внешне, так и в самой глубине сердца? Брахма возражает: хотя материальные привязанности оскверняют всякого, у кого не развиты личные взаимоотношения с Кришной, преданные направляют их в духовное русло, ибо познали ценность служения Кришне. Без преданности Кришне любое отречение бессмысленно, и ни одна из тех практик, которым посвящают себя строгие санньяси, в конечном счете не приносит желанного результата. Куда более вероятно, что плодами их усилий станут гордость и самообман. И, напротив, те нескончаемые желания, которые есть у каждого преданного, невозможно удовлетворить, ибо все они связаны с Кришной. В частности, враджаваси никогда не испытывают ощущения, что «насытились» Кришной.

Также утверждение Брахмы можно истолковать как ответ на возможное предположение Кришны: платой враджаваси за их преданность может стать то наслаждение, которое они испытывают от неповторимых, исполненных любви отношений с Ним. Брахма замечает, что, пока человек не станет преданным Кришны, он будет пребывать в рабстве. А значит у Кришны есть и более веские причины придти в материальный мир, чем просто наслаждаться здесь с друзьями: Он демонстрирует многообразие чудесных привязанностей и желаний, желая таким образом привлечь всех живых существ к преданному служению. И в таком случае, если Он проводит Свои игры не для того, чтобы доставить удовольствие преданным, а для Своих целей, почему это враджаваси должны считать Его долг им оплаченным? Только за то, что Он играет с ними?

Возможно и третье объяснение слов Брахмы, если прочесть их немного иначе с грамматической точки зрения. Кришна будет ощущать беспокойство то тех пор, пока все в этой вселенной не станут Его преданными. До тех пор привязанности и желания Кришны будут подобны ворам, которые похищают Его умственное равновесие и удовлетворенность Собой. А Его обители на Вайкунтхе и в других местах будут сродни тюрьме, ибо общество тех, кто постоянно живет с Ним, станет ограничивать Его свободу. Особая привязанность, которую Господь питает к Маха-Лакшми и другим жителям Вайкунтхи, будет сковывать Его движения, подобно кандалам, мешая постоянно наслаждаться обществом самых дорогих преданных. Он не сможет наслаждаться блаженством, которое приносят Ему взаимоотношения с ближайшими спутниками, взамен этого ощущая лишь боль разлуки. Так Брахма предсказывает, что, когда Кришна покинет враджаваси и уедет в Матхуру, Он всегда будет переживать разлуку с ними, а долг Его так и останется неоплаченным.

ТЕКСТ 103

прапанчам нишпрапанчо ’пи

видамбайаси бху-тале

прапанна-джанатананда-

сандохам пратхитум прабхо

прапанчам – то, что материально; нишпрапанчах – не имеющий ничего общего с материальным существованием; апи – хотя; видамбайаси – изображаешь; бху-тале – на Земле; прапанна – предавшихся; джаната – людей; ананда-сандохам – разнообразие видов экстаза; пратхитум – чтобы расширить; прабхо – о господин.

Мой повелитель! Не имея ничего общего с материальной жизнью, Ты тем не менее приходишь на Землю и живешь как обычный человек, чтобы дать возможность предавшимся Тебе душам почувствовать всю глубину экстатической любви.

КОММЕНТАРИЙ: Кришна мог возразить, что приходит во Врадж не только для того, чтобы наслаждаться играми с преданными, но и чтобы стать их родственником. Так, подражая жизни обычных людей в материальном мире, Он хочет усилить экстаз Своих преданных. Но, по мнению Брахмы, просто внешне изображать из себя сына или другого члена семьи враджаваси не достаточно, чтобы отплатить им долг. Также высказывание Брахмы можно истолковать как риторический вопрос: когда Кришна становится на Земле сыном или другим родственником враджаваси, не является ли это иллюзией, обманом? И ответ, который подразумевается: «Конечно же нет». Кришна доказывает серьезность Своих намерений (т.е. желание не вводить в заблуждение, а просвещать) тем, что являет матушке Яшоде вселенскую форму и иными способами раскрывает преданным Свою природу Всевышнего Господа. И не только враджаваси, но и всякий, кто так или иначе соприкоснулся с Кришной, избавляется от материальной иллюзии, ибо Господь не может скрыть Свою истинную природу от преданных.

Кришна приходит на Землю для того, чтобы разделить с преданными экстаз в его высочайших проявлениях. На других же планетах, таких, как Сварга, соответствующим взаимоотношениям (скажем, между Адити и ее сыном Ваманадевой), мешает слишком хорошая осведомленность преданных о превосходстве над ними Господа. И если бы даже во Враджа-бхуми преданные считали Кришну Богом, разве смог бы Он в таком случае вернуть Свой долг враджаваси? Его попытки одарить их высочайшим блаженством потерпели бы неудачу, как на Сваргалоке.

Благодаря непостижимым энергиям Кришны, преданные, которые полностью