Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 530 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 530

находятся живые существа, подобные Брахме. Поэтому, осознавая свою неспособность должным образом вознести Господу молитвы, Брахма просит позволения уйти.

Данный стих также можно понять как ответ Брахмы на возможную просьбу со стороны Кришны: поведать еще что-нибудь о Его красоте и других качествах, о величии преданного служения и славе преданных, живущих во Врадже. Предвидя нечто подобное, Брахма изумленно вопрошает, а известно ли Самому Кришне все о собственном величии или нет. Задавая этот вопрос, Брахма подразумевает, что, хотя Господь считается всеведущим, полностью о Своем беспредельном величии не знает даже Он Сам.

Возможен еще один вариант толкования этого стиха. Кришна мог спросить Брахму, почему, едва попросив о возможности родиться кем-нибудь во Врадже, теперь он хочет уйти. Почему бы просто не остаться здесь, продолжая услаждать слух Кришны новыми прославлениями Враджа? Брахма отвечает, что Кришна знает все. Он знает, что Брахме в нынешнем теле с четырьмя головами нелегко будет оставаться во Врадже, и очень трудно – поменять это тело, пока не подойдет к концу отведенный ему срок жизни продолжительностью в две парардхи. Кришна знает, что в нынешней жизни Брахме не суждено омыться в пыли со стоп жителей Враджа. И знает, сколь трудна для Брахмы будет попытка восславить этих великих преданных – задача, на которую он совершенно не способен. Более того, Кришна чувствует себя в таком долгу перед враджаваси, что находится всецело в их власти. Лишь их любовь и преданность привлекают Его. Ему нравится радовать их Своими играми, и даже мгновение, посвященное чему-то другому, вызывает Его неудовольствие. Кришна, единственный источник счастья для Враджа, несомненно, знает обо всем этом. Так зачем Брахме оставаться рядом с Кришной и рассказывать Ему о том, что Господь и так знает?

Также Кришна мог спросить Брахму, почему тот возносит молитвы, не учитывая полностью всей сложности своей просьбы. В конце концов, разве не Брахма – творец Вселенной. Разве не должен он знать всего? «Нет, – отвечает Брахма. – Лишь Ты всеведущ. Я и подобные мне обладаем лишь ограниченными знаниями». Если же перевести слово сарва-дрик как «тот, кто наделяет зрением, кто дает всем живым существам способность воспринимать», получится, что Брахма возносит молитвы так, как побуждает его Сам Кришна, Господь Его сердца. И не его заслуга и не его вина, что он произносит эти слова. Все заслуги за эти молитвы принадлежат Господу, который вдохновил на них Брахму, и если что-то в них не так, не следует порицать за это говорящего, который в данном случае подобен марионетке. И Кришна, несомненно, прекрасно об этом знает.

Кришна мог возразить, что слова Брахмы были бы уместны в устах простого слуги, но ведь Брахма куда больше, чем слуга; он – Господь Вселенной. «Нет, – отвечает Брахма. – Ты, Кришна, Джаганнатха – истинный Господь Вселенной». Ни Брахму, ни любую другую дживу нельзя называть Господом Вселенной; все являются слугами Кришны. Но Кришна может спросить: «Разве Я Господь Вселенной? Ведь ты прародитель всего видимого мироздания, а правят им твои сыновья, внуки и их потомки. Как в таком случае ты можешь быть Моим слугой?» Чтобы ответить на этот вопрос, Брахма использует слово арпита, что значит «помещенный внутрь». Он говорит, что, поскольку вся вселенная пребывает в Кришне (тава арпитам), весь мир находится в Его власти. Также таварпитам может означать «помещенный Тобой». Лишь благодаря тому, что Кришна искусно поместил Вселенную под власть Брахмы, кажется, что Брахма – ее повелитель.

Допустим, Кришна признает, что является Господом Вселенной и что поэтому все ее обитатели – Его слуги. Почему же тогда Брахма так пылко осуждает непреданных? И почему превозносит преданность Господу как нечто исключительное и с таким жаром умоляет о возможность стать одним из Его слуг? Почему, в частности, молит о том, чтобы родиться кем-нибудь во Врадже? Какая Брахме разница, кем быть, если все в мире и так уже слуги Верховного Господа?

Брахма отвечает: «Да, конечно, по природе каждое живое существо – Твой слуга и находится у Тебя в подчинении. Но слуга, в чьем сердце живет чистая любовь к Тебе в одной из особых форм бхакти, обладает исключительным положением. Достигают такого положения очень и очень немногие, но стремиться к нему стоит каждому. А поскольку невозможно обрести такое чистое преданное служение Тебе, не предавшись Тебе полностью, то я вручаю Тебе все, что у меня есть». Говоря это, Брахма предлагает Кришне и вселенную, которую считает своей, и тело, которое считает собой. И возносит молитвы, в надежде, что они доставят удовольствие Господу. Все сущее принадлежит Господу Джаганнатхе; все ведомо Ему. Но тот же Господь направляет Брахму изнутри. Побуждаемый им, Брахма предлагает Господу этот мир и то, что осознал, подобно птенцу, который снова жует то, что уже прожевала для него мать. Брахма надеется, что Кришна, как милостивый отец, примет его подношение и простит за то, что просит невозможного.

ТЕКСТ 106

шри-кришна вришни-кула-пушкара-джоша-дайин

кшма-нирджара-двиджа-пашудадхи-вриддхи-карин

уддхарма-шарвара-хара кшити-ракшаса-дхруг

а-калпам аркам архан бхагаван намас те

шри-кришна – о Господь