Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 60 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 60

в действительности; ракшанам – защита; душта-банасйа – порочного Баны; ким – ли; ну – в действительности; мат – моим; става – вознесением молитв; каритам – произошла.

Дорогой мудрец! Бали нарушил правила духовного этикета, отказавшись подчиниться приказу духовного учителя и не сумев сдержать слово. Но, как мы знаем, Господь согласился стать его привратником. Было ли это просто следствием ничтожного подаяния с его стороны? Господь пообещал Свою защиту нечестивому Бане. Было ли это результатом моих молитв Ему?

КОММЕНТАРИЙ: Господь благословил Бали Махараджа тем, что стал его привратником. Поэтому кто-то может предположить, что Бали получил больше милости Господа, чем Прахлада. Но, по мнению Господа Шивы, это не так. Скорее, Господь Вишну благоволил к Бали только потому, что тот был внуком Прахлады. Сражаясь на стороне демонов с полубогами, Бали нарушил вселенские законы, установленные Господом Брахмой, согласно которым полубоги должны править на небесах, а демоны – на Паталалоке, которая находится ниже уровня Земли. Захватив рай, незаконно заняв трон Индры и раздав посты различных полубогов демонам, Бали разрушил этот естественный миропорядок.

Кроме того, Бали отказался подчиниться конкретному наставлению своего духовного учителя, Шукрачарьи. Шукра предупредил Бали, чтобы тот ничего не давал Ваманадеве, хотя Бали предложил Господу Вамане Самому выбрать, что получить в качестве милостыни. Нарушив приказ духовного учителя и совершив таким образом худшее из преступлений, Бали был проклят Шукрачарьей. Шрила Шукадева Госвами описывает это в «Шримад-Бхагаватам» (8.20.14):

эвам ашраддхитам шишйам

анадеша-карам гурух

шашапа даива-прахитах

сатйа-сандхам манасвинам

«Тогда Шукрачарья, духовный наставник Махараджи Бали, вдохновляемый Верховным Господом, проклял своего возвышенного ученика, который был настолько великодушен и правдив, что во имя истины дерзнул ослушаться духовного учителя».

Бали согласился дать Господу Вамане то, что Он попросит. Но, будучи проклят за это, не смог даже обеспечить Ему обещанной милостыни. Всего двумя шагами Ваманадева покрыл вселенную, и в ней не осталось места, куда бы Он смог сделать третий шаг. И красивые слова Бали о пожертвовании оказались пустым обещанием. Он говорил Господу:

йад йад вато ванчхаси тат пратиччха ме

твам артхинам випра-сутанутаркайе

гам канчанам гунавад дхама мриштам

татханна-пейам ута ва випра-канйам

граман самриддхамс тураган гаджан ва

ратхамс татхархат-тама сампратиччха

«О сын брахмана, мне думается, Ты пришел сюда, чтобы о чем-то меня попросить. Пожалуйста, бери у меня все, что пожелаешь. О лучший из достойных поклонения, Ты можешь взять у меня корову, золото, обставленный дом, вкусные яства и напитки, дочь брахмана в жены, богатые деревни, лошадей, слонов, колесницы – все, что пожелаешь» (Бхаг., 8.18.32). Когда Ваманадева высказал Свою просьбу, которая казалась слишком скромной, Бали рассмеялся над Ним и сказал:

ахо брахмана-дайада

вачас те вриддха-самматах

твам бало балиша-матих

свартхам пратй абудхо йатха

«О сын брахмана, Твои слова ничем не хуже наставлений мудрых старцев. И все же Ты еще ребенок, и Тебе недостает разума. Поэтому Ты не можешь как следует о Себе позаботиться» (Бхаг., 8.19.18). А когда Ваманадева еще раз повторил, что ничего не хочет, кроме земли, которую можно покрыть тремя шагами, Бали уверенно согласился. В «Шримад-Бхагаватам» (8.19.28) говорится:

итй уктах са хасан праха

ванчхатах пратигрихйатам

«В ответ на слова Верховной Личности Бога Махараджа Бали с улыбкой сказал: „Будь по-твоему. Что хочешь, то и бери“». Но когда оказалось, что исполнить обещание он не сможет, эти гордые речи заставили Бали устыдиться.

Очевидно, что Бали не отдал ничего особо важного: всего лишь три ничтожных материальных мира и собственное тело. Падам тритийам куру ширшни ме ниджам: «Сделай третий шаг, поставив Свою лотосную стопу мне на голову» (Бхаг., 8.22.2). Господь Шива предполагает, что Ваманадева стал привратником Бали вовсе не из-за этой скудной милостыни. Этот Его ответный шаг был вызван тем, что дед Бали, Прахлада, был великой душой и Господь Вишну очень любил его. Бали не заслуживал такого благословения, поскольку нарушил вселенский порядок, пренебрег указанием духовного учителя и не сдержал слова. В этом мире, как правило, в обмен на безделицу нельзя получить что-то серьезное. Поэтому своим ничтожным пожертвованием Бали не мог купить Личность Бога, олицетворение вечного знания и блаженства. Эта его милостыня не могла стать причиной того, что Господь вошел в его домашнее окружение. Единственное правдоподобное объяснение такой удачи Бали – это сокровенный взаимообмен према-бхакти между Прахладой Махараджем и Господом, которому он поклонялся.

Но кто-то может, основываясь на утверждениях из шастр, возразить в защиту Бали, что Господа он достиг благодаря дару чистой преданности, которым его благословил Прахлада. Поэтому здесь приводится другой пример – пример Банасуры, гораздо более порочного человека. Иной причины для его спасения, кроме сострадания, которое испытывал Господь к Прахладе, нет. Даже заступничество Господа Шивы не могло спасти ему жизнь, когда Кришна был готов убить его. Не мог бы он и достичь совершенства, обретя четырехрукую форму после того, как остальных рук у него не осталось. И Господь Кришна не сделал бы его вечным спутником Господа Шивы.

Банасура быт настолько порочен, что осмеливался даже бросить вызов Господу Шиве, которому поклонялся.

намасйе твам махадева

локанам гурум ишварам

пумсам

Навигация:

Страница 62
Страница 61
-- Страница 60 --
Страница 59
Страница 58