Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 61 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 61

апурна-каманам

кама-пурамарангхрипам

дох-сахасрам твайа даттам

парам бхарайа ме `бхават

три-локйам пратийоддхарам

на лебхе твад рите саамам

«О Господь Махадева, духовный учитель и повелитель миров, я склоняюсь перед тобой. Ты подобен райскому древу, исполняющему желания тех, чьи мечты не сбылись. Тысяча рук, которыми ты наградил меня, стали для меня лишь тяжким бременем. Во всех трех мирах я не могу найти никого, кроме тебя, кто смог бы сразиться со мной» (Бхаг., 10.62.5 – 6). Кроме того, Бана нарушил семейную традицию, предполагавшую преданность Господу Вишну, и, подобно обычному демону, стал врагом вайшнавов, полубогов и брахманов. Он пленил Анируддху, внука Господа Кришны, сражался с Самим Кришной и совершил немало других оскорблений, описанных в разных Пуранах. Здесь Господь Шива спрашивает: «Шри Кришна простил Бану за все его сумасбродства, но были ли причиной тому мои молитвы?» Конечно же нет, снова повторяет он. Господь Кришна даровал Банасуре освобождение только благодаря чистой преданности Прахлады. Только по милости вайшнавов Господь может простить оскорбления Своих преданных, подобные тем, которые совершал Бана. Лишь по милости Прахлады Господь был благосклонен к его внуку Бали и правнуку Бане. Господь хотел порадовать Прахладу, и это было единственной причиной того, что Он возвысил их и простил за оскорбления.

ТЕКСТ 84

кевалам тан-мага-прештха-

прахлада-притй-апекшайа

ким бруйам парам атрасте

гаури лакшмйах прийа сакхи

кевалам – только; тат – Его (Господа Вишну); маха-прештха – любимому; прахлада – к Прахладе; прити – Его любви; апекшайа – благодаря добродетели; ким – что; бруйам – я могу сказать; парам – больше; атра – здесь; асте – присутствует; гаури – Гаури; лакшмйах – богини Лакшми; прийа-сакхи – дорогая подруга.

Нет, и в том, и в другом случае Господь действовал из любви к Прахладе, Своему любимому преданному. Но что еще я могу сказать об этом в присутствии Гаури, близкой подруги богини Лакшми?

КОММЕНТАРИЙ: Возможно, Нарада и дальше с удовольствием слушал бы о достоинствах Прахлады Махараджа, но Господь Шива боялся прогневить свою жену. Если бы он стал слишком много говорить о достоинствах Прахлады, он непременно впал бы в экстатический транс. В результате этого он стал бы говорить слишком громко, и Парвати услышала бы его слова. Она – хорошая подруга Маха-Лакшми, и ей не понравится, если Прахладу будут называть более возвышенным преданным, чем супругу Верховного Господа. Если Парвати будет недовольна, беспокоится Господь Шива, она непочтительно обойдется и с ним самим, и с Нарадой, и это не пойдет ей на пользу.

Разум говорит нам, что новичок в преданном служении (такой как Прахлада) не может быть выше, чем богиня Лакшми, которая вечно пребывает на груди Господа Нараяны. Но все же Прахлада получил от Господа особую милость, благодаря чему ему удалось занять это положение, хоть такое и маловероятно. Когда Брахма дал Хираньякашипу благословения, из-за которых этот демон стал сущим наказанием для всех трех миров, Верховный Господь обеспокоился, что Его бхакты перестали верить в преданное служение. Когда они видели, что их враг сумел обрести такое могущество, их вера слабла. Чтобы помочь вайшнавам рассеять их страхи и сомнения, Господь Нрисимха, убив Хираньякашипу, сразу же благословил Прахладу на то, что тот превзойдет всех остальных преданных прошлого и настоящего, в том числе и жителей Вайкунтхи, Его личных спутников и Его любимую супругу Лакшми. Именно это благословение Господь Шива имел в виду, когда в 75 стихе говорил о Прахладе: «Есть тот, к кому Кришна более милостив, чем к твоему отцу, мне, другим Своим слугам (таким как Гаруда), и даже чем к богине удачи. Его зовут Прахлада. Он известен всему миру как преданный, дороже которого для Кришны нет». И в 80 стихе: «Когда Господь разорвал Хираньякашипу, я, все полубоги и Лакшми своими глазами увидели, насколько несравненно удачлив Прахлада». Так, по воле Господа, Прахлада стал величайшим из вайшнавов. Иначе подобное было бы невозможно.

Иногда Верховный Господь, Личность Бога, провозглашает, что и другие, «недавние», преданные, как и Прахлад, дороже Ему, чем Господь Санкаршана, Маха-Лакшми и другие великие вайшнавы из вечного царства Вайкунтхи. Шри Кришна говорит Уддхаве:

на татха ме прийа-тама

атма-йонир на шанкарах

на ча санкаршано на шрир

наиватма ча йатха бхаван

«Дорогой Уддхава, ты Мне дороже Господа Брахмы, Господа Шивы, Господа Санкаршаны, богини процветания и даже Меня Самого» (Бхаг., 11.14.15). Подобное Господь Нараяна говорит Дурвасе Муни:

нахам атманам ашасе

мад-бхактаих садхубхир вина

шрийам атйантиким вапи

йешам гатир ахам пара

«Без святых людей, у которых нет иной цели, кроме Меня, Меня не привлекает ни собственное духовное блаженство, ни Моя верховная супруга, богиня Шри» (Бхаг., 9.4.64). Одна из причин, почему Верховный Господь говорит это, состоит в том, что, хотя Его вечные спутники – Санкаршана, Маха-Лакшми и так далее – всегда непоколебимо преданы Ему, они не испытывают страданий во имя чистого преданного служения, тогда как «новые» преданные в материальном мире пожертвовали всеми удобствами и безопасностью, чтобы обрести его. Господь Кришна особенно благодарен им за те трудности, через которые им пришлось пройти. Кроме того, Господь хочет воодушевить преданных еще сильнее предаться

Навигация:

Страница 63
Страница 62
-- Страница 61 --
Страница 60
Страница 59