Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 69 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 69

и пел в экстазе. Он был милостив к страждущим обусловленным душам. А когда Господь Нрисимха предложил ему освобождение, Прахлада отказался. Кроме того, согласно комментарию Шрилы Санатаны Госвами, последнее слово в этом стихе, ча («и»), косвенно указывает на то, что Прахладой были довольны все люди. Но здесь Прахлада говорит, что эти качества не обязательно являются признаком человека, занятого преданным служением. И уж, конечно, не свидетельствуют о том, что человек духовно возвышен. Так Прахлада хочет опровергнуть утверждение Нарады о том, что с самого раннего детства он был великим преданным Господа (текст 4).

Анализируя высказывания Прахлады, мы должны признать, что он отвергает лишь некоторые из утверждений Нарады о его величии. Другие же он просто выставляет в ином свете. Прахлада заявляет, что, будучи ребенком, он не может быть чистым преданным, поскольку ребенок не в силах понять суть вещей и действовать соответствующим образом. Он признает, что смог выдержать истязания со стороны Хираньякашипу, но лишь благодаря защите, которую дает всем преданным внутренняя энергия Господа. Да, благодаря его проповеди некоторые Дайтьи стали преданными, но ему доверили это только потому, что истинно великие души не должны учить маленьких детей. Да и в любом случае, «слова – ничто», или, как говорится в народной пословице, паропадеше пандитйам/ сарвешам су-карам нринам – «Любой без труда может выглядеть знатоком, когда дает советы другим».

В 6 стихе Нарада говорит, что Прахлада полностью погружен в медитацию на Кришну, но здесь Прахлада даже не упоминает об этом. Ему очень неловко признать это открыто. Он признает, что танцует и поет в экстазе, но добавляет, что даже новички, практикующие преданное служение, часто демонстрируют эти внешние признаки. Те, кто лишь недавно приступил к садхана-бхакти, должны петь и танцевать из чувства долга. Иначе говоря, каждый момент, который Нарада считает признаком величия Прахлады, является естественным результатом чистого преданного служения. Чистое преданное служение проявляется лишь тогда, когда созревает разум. А разум созревает, когда человек получает наставления от великих святых, беспричинно проливающих на других свою милость. Таким образом, Прахлада заявляет, что поведение – не повод приписывать ему достойные похвалы духовные качества. Все заслуги в этом принадлежат Господу Нрисимхе и Нараде Муни.

ТЕКСТ 19

кришнасйануграхо `пй эбхйо

нанумийета саттамаих

са чавирбхавати шриманн

адхикритйаива севакам

кришнасйа – Кришны; ануграхах – о милости; апи – также; эбхйах – из этого; на анумийета – едва ли приходит к выводу; сат-тамаих – лучший из святых; сах – он; ча – и; авир-бхавати – является; шриман – о благословенный Нарада; адхикритйа – достойном; эва – только; севакам – в слуге.

Основываясь лишь на этих признаках, лучший из святых не делает вывод, будто Кришна одарил человека Своей милостью. Благословенный Нарада, милость Кришны проявляется лишь в воистину достойном слуге.

КОММЕНТАРИЙ: Самые возвышенные из святых – это чистые вайшнавы, осознавшие могущество преданного служения лотосным стопам Шри Кришны. «Я не могу получить особую милость Кришны, – говорит Прахлада, – ибо Он награждает ею лишь такого преданного, который заслужил этого. Нарада, ты обрел благословение внутренней энергии Господа. Ты снискал Его милость. Поэтому ты прекрасно знаешь, что получить ее может лишь тот, кто достоин. Милость Господа не знает пределов, она не ограничена временем и пространством. Но в материальном мире она становится видна лишь время от времени, в некоторых достойных преданных».

ТЕКСТ 20

ханумад-ади-ват тасйа

капи сева критасти на

парам вигхнакуле читте

смаранам крийате майа

ханумат-ади – Хануманом и другими; ват – как; тасйа – Ему; ка апи – какое бы то ни было; сева – служение; крита – сделано; асти на – нет; парам – скорее только; вигхна – трудностями; акуле – обеспокоенном; читте – в уме; смаранам – памятование; крийате – сделано; майа – мною.

Я никогда по-настоящему не служил Господу, в отличие от Ханумана и других. Я только иногда вспоминал о Нем, когда мой ум охватывало беспокойство

КОММЕНТАРИЙ: «Но ты – преданный Господа Вишну, – может возразить Нарада, – и поэтому заслуживаешь Его милости». В ответ Прахлада противопоставляет себя другим вайшнавам, таким как Хануман, который служит Господу активно. «Даже теперь, – говорит Прахлада, – я лишь размышляю о Господе. И даже в этой пассивной медитации я пока еще не слишком опытен». Нарада может возразить, что сосредоточение ума на Господе – это тоже один из девяти способов чистого преданного служения. Памятование об именах Господа, Его формах и играх соответствует высшему уровню самоосознания в бхакти-йоге. Поскольку слово сева значит «преданное служение», Прахлада не должен с его помощью отвергать, что когда-либо служил Господу.

Прахлада отвечает на это, говоря о себе как о человеке, охваченном материальными тревогами. Материальные беспокойства автоматически делают человека неспособным к нама-смаране, рупа-смаране и лила-смаране. Здесь скрыто еще одно возражение: памятование – не лучшая форма преданного служения, поскольку зависит от ума, а ум подвержен рассеянности, вызванной тревогой и другими эмоциями. Подробнее этот аргумент будет рассматриваться позже, в главе «Величие Голоки».

ТЕКСТ 21

йан мад-вишайакам тасйа

лаланади прашасйате

манйате майикам тат ту

кашчил лилайитам

Навигация:

Страница 71
Страница 70
-- Страница 69 --
Страница 68
Страница 67