Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 71 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 71

ракшам – защита; паршада – Его вечных слуг; двайа – пары; мочанам – освобождение.

Более того, Шриман Нрисимха развернул Свои игры не для того, чтобы явить мне благосклонность, а чтобы защитить полубогов, Своих преданных, и даровать освобождение двум Своим вечным слугам.

ТЕКСТ 25

брахма-тат-танайадинам

картум вак-сатйатам апи

ниджа-бхакти-махаттвам ча

самйаг даршайитум парам

брахма – Брахмы; тат – и его; танайа-адинам – сыновей и других; картум – осуществить; вак – слов; сатйатам – правдивость; апи – также; ниджа – Его; бхакти – преданного служения; махаттвам – величие; ча – и; самйак – полностью; даршайитум – показать; парам – только.

Еще Он хотел, чтобы обещания Брахмы и других (к примеру, его сыновей) оказались правдой. Он хотел продемонстрировать всё величие преданного служения. Лишь это было причиной Его игр.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь принял удивительный облик полульва, получеловека, для того, чтобы спасти Прахладу из рук Хираньякашипу, самого ярого противника преданного служения Господу Вишну. Разве этого недостаточно, чтобы заключить о Его благосклонности к Прахладе? Нет, отвечает Прахлада, Верховный Господь явился в образе Нрисимхи и разделался с Хираньякашипу для других целей. Он развернул эту лилу, чтобы защитить Индру и других полубогов, Своих верных преданных. Кроме того, Он низошел в этом облике, чтобы освободить двух Своих спутников с Вайкунтхи, Джаю и Виджаю, от проклятия Санаки и его братьев. Еще Господь чувствовал себя обязанным исполнить слова нескольких Своих преданных. Брахма предсказал, что Господь явится в образе Нрисимхи. Сыновья Брахмы, четверо Кумаров, предрекли, что Он убьет Хираньякашипу. Сам Хираньякашипу, который является воплощением Джаи, привратника Господа Нараяны, также сделал несколько заявлений, которые Господь должен был исполнить. Да и предсказаниям Нарады и Прахлады тоже нужно было сбыться.

Подробное описание того, как Господь Нрисимха должен был исполнить обещания разных Своих преданных, можно найти в комментарии Шрилы Шридхары Свами к «Шримад-Бхагаватам», на стих, начинающийся словами сатйам видхатум ниджа-бхритйа-бхашитам (Бхаг., 7.8.17): «Чтобы подтвердить слова Своих слуг…» Когда Хираньякашипу спросил Прахладу, присутствует ли Господь Вишну и в дворцовой колонне, Прахлада ответил: «Да, конечно. Он присутствует повсюду». Господь Нрисимха появился из колонны, чтобы подтвердить это высказывание Своего преданного, а также слова, которые тот произнес ранее (Бхаг., 7.6.20), о том, что Бог «присутствует в различных творениях материального мира и его элементах» (бхутешв атха махатсу ча). Верховный Господь вырвался из колонны в устрашающем облике Нрисимхи, чтобы быстро разделаться с Хираньякашипу и так выполнить просьбу четырех Кумаров. Мудрецы просили Его, чтобы Джая и Виджая были восстановлены в прежнем положении на Вайкунтхе после всего трех жизней в материальном мире.

Облик Господа Нрисимхи, не человеческий и не звериный, был чем-то доселе невиданным в творении Брахмы. Господь явился на пороге дворца Хираньякашипу. В результате этого Его беспримерного явления сбылись благословения, о которых Хираньякашипу попросил у Брахмы (Бхаг., 7.3.35-36): бхутебхйас твад висриштебхйо/ мритйур ма бхун мама прабхо («О повелитель, сделай так, чтобы ни одно из сотворенных тобой существ не стало причиной моей смерти»), нантар бахих («ни в жилище, ни за его пределами») и на нараир на мригаир апи («ни человек, ни животное»). Брахма ответил: «Да будет так». Позже Хираньякашипу сказал:

апрамейанубхаво `йам

акуташчид-бхайо `марах

нунам этад-виродхена

мритйур ме бхавита на ва

«Я вижу, что это мальчик обладает безграничным могуществом: ни одна из моих кар не сломила его бесстрашия. Он будто бы бессмертен. Мне же из-за своей враждебности к нему придется, наверное, умереть. А может быть, этого и не произойдет» (Бхаг., 7.5.47). А когда Индра хотел убить Прахлада, находившегося тогда еще в утробе жены Хираньякашипу, Нарада предупредил его:

айам нишкилбишах сакшан

маха-бхагавато махан

твайа на прапсйате самстхам

анантанучаро бали

«Ребенок, которого она носит в своем чреве, свободен от греха и совершенно невинен. Он – великий преданный, могущественный слуга Верховной Личности Бога. Поэтому ты не сможешь убить его» (Бхаг., 7.7.10).

Господь должен был исполнить все эти слова. И, как на то указывает слово ча в этом стихе, произнесенном Прахладой (текст 25), Господь, Личность Бога, выполняет и собственные обещания из «Бхагавад-гиты» (9.31; 12.7): каунтейа пратиджанихи/ на ме бхактах пранашйати («О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет») и тешам ахам самуддхарта/ мритйу-самсара-сагарат («Я без промедления вызволяю Моих преданных из океана рождения и смерти»).

Поэтому, заключает Прахлада, деяния Господа Нрисимхи во время Его краткого явления, не доказывают, что Прахлада – Его любимый преданный. Хотя Господь демонстративно не обращал внимания на Брахму и других полубогов, осыпая знаками любви одного только Прахладу, это не следует считать проявлением Его истинных чувств. Иначе, следуя этой логике, придется признать что Верховный Господь не любит ни Своих спутников с Вайкунтхи, подобных Гаруде, ни богиню удачи, которых Он в данном случае тоже не замечал. Господь Нрисимха хотел лишь обратить внимание людей на величие чистого преданного служения, показав, что даже демон, подобный Прахладе, может получить отклик со стороны Господа, если будет стойко медитировать на Его милость перед лицом любых опасностей.

Этот аргумент представляет

Навигация:

Страница 73
Страница 72
-- Страница 71 --
Страница 70
Страница 69