Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 72 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 72

собой ответ Прахлады на утверждения Нарады из 7 и 8 текстов, где Нарада говорит, что Господь Нрисимха осыпал Прахладу знаками особого расположения, «не обратив внимания на Брахму, Шиву и других полубогов, возносящих молитвы, и даже не заметив богиню Падму».

ТЕКСТ 26

парамакинчана-шрештха

йадаива бхагаван дадау

раджйам махйам тада джнатам

тат-крипануш ча но майи

парама – полностью; акинчана – тех, кто отказался от материальной собственности; шрештха – о величайший; йада эва – когда; бхагаван – Личность Бога; дадау – дал; раджйам – царство; махйам – мне; тада – тогда; джнатам – это было воспринято; тат – Его; крипа – милости; анух – даже каплю; ча – и; на – не; у – в действительности; майи – на меня.

О величайший из преданных, не владеющий ничем материальным, когда Господь, Личность Бога, дал мне царство, я понял, что не получил и капли Его милости.

КОММЕНТАРИЙ: Мудрецов, постигших свою духовную природу, и отбросивших все материальные притязания, называют парамахамсами. Но самые великие парамахамсы – это те, кто отказался еще и от желания освобождения и не испытывает удовлетворения, растворив свое «Я» в безличном Брахмане. Нарада – лучший из таких вайшнавов-парамахамс. Своим обращением Прахлада намекает, что Нарада должен понимать, как низко пал человек, если он занят политикой. Поэтому Прахлада утверждает: «Вряд ли можно сказать, что Господь Нрисимха явил мне Свою благосклонность. Отдав мне царство моего отца, Он в действительности сурово наказал меня».

ТЕКСТ 27

там бхрамшайами сампадбхйо

йасйа ванчхамй ануграхам

итй-адйах сакшинас тасйа

вйахара махатам апи

там – ему; бхрамшайами – я паду; сампадбхйах – от его богатств; йасйа – чьего; ванчхами – я хочу; ануграхам – расположения; ити – так; адйах – и так далее; сакшинах – свидетельство; тасйа – Его; вйахарах – высказывания; махатам – возвышенных преданных; апи – также.

Господь говорит: «Когда Я хочу облагодетельствовать кого-то, Я лишаю его богатств». Высказывания, подобные этому, являются доказательством, и то же можно сказать об утверждениях Его возвышенных преданных.

КОММЕНТАРИЙ: В первой половине этого стиха Прахлада цитирует «Шримад-Бхагаватам» (10.27.16), где Шри Кришна дает совет раскаявшемуся Индре. Шри Кришна говорил подобное и в других ситуациях, например, в «Шримад-Бхагаватам» (10.88.8), где Он объясняет Юдхиштхире Махарадже: йасйахам анугрихнами/ харишйе тад-дханам шанаих – «Если Я действительно благосклонен к кому-то, Я постепенно лишаю его всех богатств». То же самое утверждают и преданные, например, Судама Брахмана и Вритрасура. По словам Судамы,

бхактайа читра бхагаван хи сампадо

раджйам вибхутир на самартхайатй аджах

адиргха-бодхайа вичакшанах свайам

пашйан нипатам дханинам мадодбхавам

«Преданного, которому недостает духовного разума, Верховный Господь не станет награждать дивными мирскими богатствами – ни царским могуществом, ни материальными благами. Нерожденный Господь безгранично мудр и прекрасно знает, что богач, опьянев от гордости, может пасть» (Бхаг., 10.81.37). А Вритра говорит:

пумсам килаиканта-дхийам сваканам

йах сампадо диви бхумау расайам

на рати йад двеша удвега адхир

мадах калир вйасанам сампрайасах

«Те, кто развивают в себе безраздельную преданность лотосным стопам Верховной Личности Бога и всегда помнят о них, завоевывают расположение Господа и становятся Его помощниками и доверенными слугами. Господь никогда не одаряет такого преданного блестящей мишурой богатств, доступных на высших, низших или средних планетных системах. В сердце того, кто получает материальные богатства любого из этих трех миров, начинает расти ненависть, тревога, волнение, гордыня и враждебность к другим. Одержимый жадностью, он тяжело трудится, чтобы сохранить и приумножить свои богатства, а когда лишается их, испытывает невыносимые муки» (Бхаг., 6.11.22).

ТЕКСТ 28

пашйа ме раджйа-самбандхад

бандху-бхритйади-сангатах

сарвам тад-бхаджанам линам

дхиг дхин мам йан на родими

пашйа – смотри; ме – мое; раджйа – к управлению царством; самбандхат – из-за привязанности; бандху – с членами семьи; бхритйа-ади – со слугами и другими; сангатах – вследствие общения; сарвам – все; тат – Господу; бхаджанам – поклонение; линам – ослабело; дхик дхик – повторяющееся порицание; мам – мне; йат – поскольку; на родими – я не плачу.

Посмотри только: я привязан к правлению царством и имею обязанности перед семьей, слугами и другими, и из-за этого мое поклонение Господу ослабело! Снова и снова я достоин порицания за то, что не плачу от угрызений совести.

КОММЕНТАРИЙ: Нарада может предположить, что материальные возможности представляют опасность для преданных, не достигших духовной зрелости. Но тем, кто полностью постиг свою духовную природу, не стоит бояться, что они отойдут от поклонения Господу. Судама Брахмана говорил о преданных-новичках, «которым недостает духовного разума» (Бхаг., 10.81.37) и которых Верховный Господь должен оберегать от опасностей, приносимых чрезмерным материальным богатством. Но Прахлада в совершенстве постиг свое «Я» и полностью сознает, насколько ценно преданное служение Верховному Господу. Простое наслаждение чувств и политическая власть не смогут отвлечь его. Господь Кришна говорит царю Мучукунде: на дхир эканта-бхактанам/ аширбхир бхидйате квачит – «Мирские благословения никогда не отвлекают разум Моих чистых преданных» (Бхаг., 10.51.59). Нечто похожее Он говорит и Уддхаве: прайах прагалбхайа бхактйа/ вишайаир набхи-бхуйате – «Чувственному наслаждению никогда не одолеть того, кто непоколебимо предан Мне» (Бхаг., 11.14.18).

Прахлада отвечает здесь, что он уже отклонился и отошел от

Навигация:

Страница 74
Страница 73
-- Страница 72 --
Страница 71
Страница 70