Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 70 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 70

парах

йат – который; мат-вишайакам – меня как объект; тасйа – Его; лалана-ади – нежности и так далее; прашасйате – прославил; манйате – считает; майикам – проявлением иллюзии; тат – то; ту – но; кашчит – кто-то; лилайитам – проявлением игр; парах – еще.

Ты прославляешь меня за то, что Господь был ласков со мной и демонстрировал другие знаки любви. Но некоторые считают такое Его поведение лишь обманом Майи, а некоторые – просто одной из Его игр.

КОММЕНТАРИЙ: Адвайта-вади – философы школы Шанкарачарьи – считают любовный взаимообмен Верховной Личности и Его преданных иллюзорным. Они утверждают, что Высшая Абсолютная Истина не предполагает в себе такой двойственности. Другие же – преданные, принадлежащие к школам вайшнавизма, – заявляют, что все это – игры Господа. В них нет ничего иллюзорного, они составляют высшую духовную реальность. Личности Бога в полной мере присущи трансцендентные свойства сач-чид-ананды – вечности, знания и блаженства, и с помощью Своих энергий, также обладающих природой сач-чид-ананды, Он может с легкостью являть игры, имеющие те же качества.

Здесь Прахлада предполагает, что, хотя проявления любви к нему со стороны Господа можно считать реальными, Господь действовал так лишь ради собственного наслаждения. Прахлада думает, что Господь Нрисимха лишь понарошку заботился о нем.

ТЕКСТ 22

свабхавикам бхавадрик ча

манйе свапнади-ват тв ахам

сатйам бхавату ватхапи

на тат карунйа-лакшанам

свабхавикам – естественными; бхавадрик – ты и тебе подобные; ча – и; манйе – считаю; свапна-ади-ват – подобными сну и так далее; ту – но; ахам – я; сатйам – истинное; бхавату – допустим; ва – или; атха апи – тем не менее; на – не; тат – этой; карунйа – милости; лакшанам – свидетельство.

Ты считаешь эти знаки привязанности естественным проявлением Его любви. Я же считаю, что они – не более реальны, чем сон. Но даже если признать их подлинными, все равно они не свидетельствуют о Его милости.

КОММЕНТАРИЙ: По мнению Нарады – большого специалиста во всем, что касается величия Верховного Господа, – знаки привязанности, которые демонстрировал Господь Нрисимха по отношению к Прахладе, были следствием присущего Ему сострадания. Кто-то может возразить: это вовсе не значит, что Господь испытывает к Прахладе какие-то особые чувства, ибо Он проливает милость на всех без различия, подобно тому, как пламя согревает каждого, кто находится рядом. Но все же, может не согласиться Нарада, Господь явил свою благосклонность Прахладе. Прахлада отвечает, что считает милость Господа к нему подобной сну. Иными словами, она так же нереальна. Майавади утверждают, что милость Верховной Личности – это иллюзорное порождение Майи. Прахлада же говорит, что милость Господа к нему нереальна в том смысле, что недолговременна, совсем как сон.

Тут можно задать еще один вопрос: почему проявления любви Господа, о которых известно всему миру, Прахлада считает подобными сну? Ведь свидетелями этого были многие мудрецы, святые и другие личности, заслуживающие доверия, да и сам Прахлада живо испытал их на себе. Учитывая, что с самого детства Прахлада обладал совершенным духовным разумом, можно заключить, что и поведение, подобающее святому, и другие его возвышенные качества суть явные признаки великой благосклонности Господа к нему. Почему он пытается скрыть это? Единственное, что Прахлада может возразить, это то, что знаки привязанности к нему со стороны Господа, хоть и реальны, но все же не могут считаться свидетельством Его милости лично к нему, Прахладе. Этот аргумент он завершает в следующем стихе.

ТЕКСТ 23

вичитра-сева-данам хи

ханумат-прабхритишв ива

прабхох прасадо бхактешу

матах садбхир на четарат

вичитра – разные виды; сева – служения; данам – предоставляя; хи – непременно; ханумат-прабхритишу – Хануману и другим; ива – как; прабхох – Господа; прасадах – милостью; бхактешу – к Его преданным; матах – считается; садбхих – святыми; на – не; ча – и; итарат – что-то еще.

Признанные святые верят, что Господь по-настоящему проявляет милость, когда дает право служить Себе разными способами. Это благословение Он дает таким преданным, как Хануман. Ничто, кроме этого, не следует считать Его милостью.

КОММЕНТАРИЙ: Небольшие знаки внимания со стороны Личности Бога, по словам Прахлады, не являются свидетельством Его благосклонности. Но когда преданный достигает духовной зрелости и осознает свои вечные отношения с Верховным Господом, Господь дает ему возможность служить Себе. Существует множество примеров таких преданных, к которым Господь был благосклонен. Среди них – обезьяны, которые были преданы Господу Рамачандре (такие как Хануман и Сугрива), и спутники Господа Кришны из династии Яду (такие как Пандавы). Так Прахлада пытается оспорить похвалы Нарады в свой адрес, согласно которым Верховный Господь к нему особенно милостив. Особенно он пытается отрицать значимость того факта (описанного Нарадой в 7 стихе), что Господь Нрисимха усадил его к Себе на колени и ласкал, как мать ласкает дитя.

ТЕКСТ 24

шриман-нрисимха-лила ча

мад-ануграхато на са

сва-бхакта-девата-ракшам

паршада-двайа-мочанам

шримат-нрисимха – Шримана Нрисимхи; лила – игры; ча – и; мат – ко мне; ануграхатах – из-за Его благосклонности; на – не; са – эти; сва-бхакта – кто является Его преданными; девата – полубогов;

Навигация:

Страница 72
Страница 71
-- Страница 70 --
Страница 69
Страница 68