Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 7

служение Господу Кришне всегда сопровождается премой, чистой любовью. В действительности, в сущности своей бхакти состоит из премы. Менее значительная цель, которую ставят перед собой имперсоналисты (освобождение из круговорота рождения и смерти), сама становится служанкой Бхакти. Освобождение смиренно приближается к стопам Бхактидеви, даже не в силах взглянуть на ее лицо. Иными словами, освобождение приходит даже в результате неполного преданного служения, представленного здесь как стопы Бхактидеви. Даже если человек на короткое время обращается к одному из стандартных способов преданного служения – слушанию, повторению и т.д., – ему гарантировано очень скорое освобождение из плена материального существования, вне зависимости от того, каковы его мотивы. И никакие другие усилия не могут даровать освобождение, если они хоть как-то не сопряжены с преданным служением.

Мукти, олицетворенное освобождение, жаждет вручить себя Бхактидеви, поскольку сознает ее превосходство. Бхакти – суть учения Вед. Поэтому Освобождение отвергает те методы духовного совершенствования, при помощи которых ее пытаются достичь люди, находящиеся на четырех ступенях культурного развития в ведическом обществе. Обычно молодые неженатые ученики практикуются в джапе (повторении мантр), домохозяева проводят ритуальные жертвоприношения, отошедшие от дел лесные отшельники держат строгую аскезу, а отрекшиеся от мира дают обет никогда больше не возвращаться к семейной жизни. Но Освобождение отказывается покориться даже тем, кто правильно и совершенно искренне выполняет все это. А преданным Кришны она делается легко доступна, хотя они и считают ее чем-то незначительным и уделяют ей мало внимания. Вайшнавы – не только преданные, полностью осознавшие свою истинную природу, но и те, кто просто получил посвящение – понимают, в отличие от многих, что по сравнению с преданным служением освобождение не имеет особой ценности. Освобождение покоряется вайшнавам, становясь их смиренной служанкой, но они просто не обращают на нее внимания. Так было раньше, так происходит сейчас и так будет впредь (на что в этом стихе указывает настоящее время глагола тйаджйамана).

Но почему же Освобождение поклоняется стопам Бхактидеви? Потому что она жаждет обрести ее прибежище. Отвергнутая вайшнавами и не зная, к кому еще идти, она тревожится о пристанище, боясь умереть. Тем, кто даже случайно попытался предаться Кришне, она с готовностью отдает себя. Но глупым материалистам, которые стремятся достичь Освобождения, она не демонстрирует никакого расположения. Она даже не смотрит в их сторону. Поэтому всё их повторение мантр, все жертвоприношения, аскеза и отречение никак не помогут достичь ее. Люди, которые стремятся к освобождению лишь этими средствами и пренебрегают преданным служением, – самые неудачливые из всех, ибо им не удалось понять истинную суть ведических писаний.

ТЕКСТ 9

джайати джайати намананда-рупам мурарер

вирамита-ниджа-дхарма-дхйана-пуджади-йатнам

катхам апи сакрид аттам мукти-дам пранинам йат

парамам амритам экам дживанам бхушанам ме

джайати джайати – слава, слава; нама-ананда – как имя, вызывающее у всех экстаз; рупам – форме; мурарер – Господа Мурари (Кришны); вирамита – оставляя; ниджа – собственные; дхарма – общественные обязанности; дхйана – медитацию; пуджа-ади – ритуальное поклонение и тому подобное; йатнам – усилия; катхам апи – так или иначе; сакрит – лишь единожды; аттам – принятое; мукти-дам – дарует освобождение; пранинам – живым существам; йат – которые; парамам – величайший; амритам – нектар бессмертия; экам – единственное; дживанам – средство к существованию; бхушанам – украшение; ме – мое.

Слава, слава Господу Мурари в форме Его имени, приносящему всем блаженство! Если живое существо отложит в сторону такие дела, как медитация, ритуальное поклонение и социальные обязанности, и даже один-единственный раз произнесет святое имя Господа, оно дарует ему освобождение. Это святое имя – величайший источник вечного наслаждения. Оно – мое украшение и сама жизнь.

КОММЕНТАРИЙ: Самый важный из всех методов преданного служения – повторение святых имен Господа. Повторение Его имени – это ананда-рупам, чистое блаженство, поскольку оно наполняет сердце экстазом. Повторение святых имен – ананда-рупа еще и потому, что они есть сущность экстаза и наделяют экстазом все, к чему прикоснутся.

В этом стихе автор снова дважды повторяет свое восклицание джайати. Это указывает на то, что харинама, имя Господа, есть величайшее проявление привлекательности и милости Верховного Господа. Тот, кто понимает ценность харинамы, скорее будет полагаться на ее повторение, чем на какие-либо другие духовные практики. Выполнение предписанных обязанностей в рамках варнашрамы доставляет много хлопот. Те, кто утратил интерес к ритуальным обязанностям в варнашраме, занимаются йогической медитацией, либо пытаясь слиться с безличным Брахманом, либо выполняя таким образом преданное служение. Но и в том и в другом случае это также очень трудно, поскольку подразумевает подавление ума и чувств. Поклонение Божеству Господа сопряжено с трудностями в том смысле, что поклоняющемуся нужно очистить все предметы, предназначенные для предложения, а также свое тело и сердце. Трудности сопровождают и другие методы преданного служения, такие как слушание (ведь чтобы правильно делать это, нужно выполнить непростые предварительные требования: например, найти подходящего, достойного вайшнава, которого можно слушать). Поэтому оставив в стороне заботу о том, как достичь успеха в этих видах преданного служения, разумные преданный просто сосредоточит свое внимание на харинаме и таким образом

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5