– мудрость; бхактим – преданность; према – экстатическую любовь; апи – и; адаршайат – Он явил.
Посылая Пандавам яд и, одну за одной, множество других бед, которые преследовали их с самого детства, Господь сознательно являл миру решимость братьев, их религиозность, славу, мудрость, преданность и экстатическую любовь к Нему.
КОММЕНТАРИЙ: Будучи незримой Сверхдушой, Господь Кришна устраивал все так, чтобы Пандавы претерпели множество бед. Но делал Он это лишь для того, чтобы слава о них пошла по всему свету. Чистые преданные Господа никогда не погибают, а то, что внешне кажется их страданиями в этом мире, служит лишь их благу и прославлению.
ТЕКСТ 76
саратхйам паршадатвам ча
севанам мантри-дутате
вирасананугамане
чакре стути-натир апи
саратхйам – служение в качестве колесничего; паршадатвам – служение в качестве придворного; ча – и; севанам – личное присутствие; мантри – служение в качестве советника; дутате – и как посланник; вира-асана – служа как ночной сторож; анугамане – и следуя; чакре – Он делал; стути – хвалу; натих – и склоняясь; апи – также.
Он был их слугой, советчиком, послом, колесничим и придворным. Он охранял их ночью, следовал за ними на шествиях и даже возносил им хвалу и кланялся.
КОММЕНТАРИЙ: Кришна не только присматривал за Пандавами как невидимая Сверхдуша. Его связывали с ними и разные общественные отношения, построенные на любви. Иногда Он правил колесницей Арджуны. При дворе Юдхиштхиры Он возглавлял советников. Как близкий слуга, Он предугадывал их желания, а на жертвоприношении Раджасуя смиренно омыл стопы каждому гостю. Он давал Юдхиштхире советы личного характера и исполнял его поручения в качестве гонца. Время от времени Он мог всю ночь простоять у них на страже с мечом в руках. Еще Он следовал за Юдхиштхирой в процессиях и возносил Ему хвалу, как обычный подданный.
Всем вайшнавам нравится слушать рассказы, прославляющие Пандавов. Но тот, кто находится с ними в особых отношениях, подобно их внуку Парикшиту, непроизвольно начинает чувствовать экстаз, когда слушает эти повествования. Шри Сута Госвами описывает это в Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» (1.16.16):
саратхйа-парашада-севана-сакхйа-даутйа-
вирасананугамана-ставана-пранаман
снигдхешу пандушу джагат-пранатим ча вишнор
бхактим кароти нрипатиш чаранаравинде
«Махараджа Парикшит слышал, что по Своей беспричинной милости Господь Кришна [Вишну], которому повинуются все, всячески служил послушным сыновьям Панду, принимая на Себя обязанности то их колесничего, то главы собрания, то посланника, то друга, то ночного стража и т.д., в зависимости от желания Пандавов, повинуясь им, как слуга, и выражая им почтение как младший по возрасту. Когда Махараджа Парикшит слышал об этом, его переполняла преданность лотосным стопам Господа».
В стихе, произнесенном Хануманом, не говорится прямо, что Кришна и Пандавы были друзьями, поскольку все их взаимоотношения строились на этой дружбе и были ее следствием.
ТЕКСТ 77
ким ва са-снеха-катарйат
тешам начарати прабхух
сева сакхйам прийатвам тад
анйонйам бхати мишритам
ким – что; ва – еще; са-снеха – смешана с любовью; катарйат – поскольку Его тревога; тешам – о них; на ачарати – не сделает; прабхух – Господь; сева – служение; сакхйам – приятельские отношения; прийатвам – и близкая дружба; тат – то; анйонйам – обоюдно; бхати – постижимо; мишритам – совместно.
Господь с любовью тревожится за Пандавов. Что же Он не сделает ради них? Люди видели, как Он становился для Пандавов одновременно слугой, товарищем и близким другом, и они отвечали Ему тем же.
КОММЕНТАРИЙ: Ради Пандавов Кришна перенес нападение Бхишмы и получил от него ранения. Ради Пандавов Он нарушил обещание не вступать в бой на Курукшетре. Для Пандавов Кришна был готов на все. Скептик может спросить: «Хотя Бог добр ко всем Своим созданиям и, несомненно, может быть другом Своих преданных, зачем Ему унижаться, подчиняясь простым смертным и действуя как их слуга?» Здесь Хануман рассеивает подобные сомнения: разнообразное служение Кришны Пандавам не было чем-то показным. Это служение было проявлением Его истинных чувств. Неверно думать, что иногда Господь становился для них другом, не желая при этом служить, а иногда готов был стать слугой, не проявляя при этом дружеских чувств. Или же в какой-то момент выставлял напоказ дружеские чувства, не проявляя особой тревоги о братьях, а потом – с любовью беспокоился о них, но при этом не был им настоящим другом. Подобные неустойчивые взаимоотношения наблюдаются в материальной жизни, в которой отсутствует подлинная любовь. Но отношения Кришны и Пандавов всегда были свободными от двуличия, а чувства их – взаимными. Пандавы готовы были пожертвовать всем – лишь бы Кришна был счастлив.
ТЕКСТ 78
йасйа сантата-васена
са йешам раджадханика
тапо-ванам махаршинам
абхуд ва сат-тапах-пхалам
йасйа – чьему; сантата – постоянному; васена – благодаря пребыванию; са – эта; йешам – их; раджадханика – столица; тапах-ванам – лесом, где совершают аскезу; маха-ришинам – великие мудрецы; абхут – стала; ва – или; сат – надлежащей; тапах – аскезы; пхалам – плоды благочестия.
Господь всегда живет с Пандавами, поэтому их столица стала подобна священному лесу, где совершают аскезу великие мудрецы, и жизнь в этом городе дает те же самые блага, что и