Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 91 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 91

походил на своего отца. Он ни на что не претендовал и был свободен от стремления к удовлетворению чувств, потому что постоянно служил лотосным стопам Господа Кришны» (Бхаг., 1.12.4).

Выражение ранджайан праджах («удовлетворяя граждан») не означает, что Юдхиштхира Махараджа усмирял их хлебом и зрелищами или развивал материалистическую экономику. Это значит, что он воодушевлял их становиться преданными Кришны, и делал для этого все, что было нужно с практической точки зрения. Удовольствие, которое приходит от чистого преданного служения, – единственный источник подлинного удовлетворения для всех живых существ. В «Шри Хари-бхакти-судходае» (1.51) Нарада говорит Шаунаке Риши:

ахо `ти-дханйо `си йатах самасто

джанас твайеша прабали-крито `йам

утпадайед йо `тра бхавардитанам

бхактим харау лока-пита са дханйах

«О, ты несравненно удачлив, ибо своей духовностью покорил всех. Воистину удачлив тот правитель, который может вселить в сердца людей, страдающих в материальном мире, преданность Господу Хари».

Поэтому Сута Госвами говорит о царе Юдхиштхире следующее:

сампадах кратаво лока

махиши бхратаро махи

джамбу-двипадхипатйам ча

йашаш ча три-дивам гатам

ким те камах сура-спарха

мукунда-манасо двиджах

адхиджахрур мудам раджнах

кшудхитасйа йатхетаре

«Слава о земном богатстве Махараджи Юдхиштхиры, о его жертвоприношениях, которые обеспечили ему лучшую судьбу, о его царице, стойких братьях, обширных землях, владычестве над всей землей и добром имени достигла даже райских планет. О брахманы, богатства царя были так притягательны, что их желали даже небожители. Но поскольку царь был поглощен служением Господу, ничто кроме этого служения не могло принести ему удовлетворения» (Бхаг., 1.12.5-6).

В ведической культуре царь имел право на шестую часть совокупного богатства граждан, чтобы содержать правительство и свою семью. Но царь получал и шестую часть кармических последствий за поступки своих подданных. В праведном государстве, подобном тому, которым правили Пандавы, это значило огромное количество хорошей кармы.

Следуя примеру Юдхиштхиры, братья помогали ему править царством, но их не привлекали материальные наслаждения. Эти пять братьев прославились на весь мир благодаря своему духу сотрудничества и горячему стремлению утвердить высшие принципы человеческой цивилизации.

ТЕКСТ 113

раджасуйашвамедхади-

маха-пунйарджитас татха

вишну-локадайо `трапи

джамбу-двипадхираджата

раджасуйа-ашвамедха-ади – от Раджасуи, Ашвамедхи и других жертвоприношений; маха-пунйа – благодаря огромному запасу благочестия; арджитах – заслуженного; татха – также; вишну-лока – мир Господа Вишну; адайах – и другие духовные блага; атра – в этом мире; апи – даже; джамбу-двипа-адхираджата – власть над всей Джамбудвипой.

Благодаря жертвоприношениям, таким как Раджасуя и Ашвамедха, он обрел огромный запас благочестия, достаточный для того, чтобы достичь мира Господа Вишну. А пока он пребывает в этом мире, он правит всей Джамбудвипой.

КОММЕНТАРИЙ: Обычно ведические жертвоприношения приносят тому, кто их проводит, материальные блага, вплоть до вознесения на райские планеты. Но поскольку Юдхиштхира совершал жертвоприношения Раджасуя и Ашвамедха в чистом сознании Кришны, и все их плоды предназначались для удовлетворения Господа, блага, которые получил от них Юдхиштира, были трансцендентными. Участие в жертвенных ритуалах лишь увеличило его исключительную преданность Кришне. Проводя жертвоприношения Раджасуя и Ашвамедха, Юдхиштхира заслужил право войти на Вайкунтху. А это автоматически подразумевало и право посетить райские планеты Индры и любую другую планету материального мира. Радость жизни на Вайкунтхе автоматически включает в себя все радости, которые можно обрести на Сваргалоке и в любом другом месте. В дополнение к тому, что в будущей жизни ему предстояло обрести все эти блага, Юдхиштхира и в этой жизни процветал.

ТЕКСТ 114

траи-локйа-вйапакам сваччхам

йашаш ча вишайах паре

суранам сприханийа йе

сарва-доша-виварджитах

траи-локйа – три мира; вйапакам – пронизывающая; сваччхам – чистая; йашах – слава; ча – и; вишайах – владения; паре – высшие; суранам – полубогами; сприханийах – желанные; йе – которые; сарва-доша – от всех недостатков; виварджитах – свободные.

Его чистая слава разнеслась по трем мирам. Его безупречным богатствам завидуют боги.

ТЕКСТ 115

кришна-прасада-джанитах

кришна эва самарпитах

нашакан кам апи притим

раджно джанайитум квачит

кришна-прасада – по милости Кришны; джанитах – произведенные; кришне – Кришне; эва – только; самарпитах – предложенные; на ашакан – они были не способны; кам апи – нисколько; притим – удовольствие; раджнах – для царя; джанайитум – породить; квачит – когда бы то ни было.

Это богатство царь получил по милости Кришны и предложил все это Ему. Богатство никогда особо не радовало его.

КОММЕНТАРИЙ: К услугам Махараджи Юдхиштхиры было все, чем может наслаждаться в этом мире цивилизованный человек. Даже полубоги с высших планет могли только мечтать о такой роскоши. При этом он не только наслаждался баснословными богатствами в этой жизни: в следующей его ждали богатства еще большие. Поскольку Юдхиштхира был чистым преданным, даже материальные его сокровища были безупречны. В отличие от богатства, знаний и других мирских достояний, достояния Юдхиштхиры были непреходящими, ибо источником их было не материальный ход кармы, а удовольствие Шри Кришны. Когда Юдхиштхира возвращал свои богатства Кришне, можно было не бояться что они дурно повлияют на царя. Будучи с самоотверженной любовью посвящены Кришне, они могли лишь еще больше укрепить личные достоинства Юдхиштхиры.

ТЕКСТ 116

кришна-премагни-дандахйа-

манантах-каранасйа хи

кшуд-агни-викаласйева

васах-срак-чанданадайах

кришна-према – любви к Кришне; агни – в огне; дандахйамана – постоянно сгорает; антах-каранасйа – его, чье сердце; хи – в действительности;

Навигация:

Страница 93
Страница 92
-- Страница 91 --
Страница 90
Страница 89