Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 95 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 95

трудно постичь; веда-укти – утверждений Вед; татпарйа – посредством комментария; вишеша – особого; гочарах – кого можно постичь; шриман нрисимхах – Шриман Нрисимха; кила – поистине; ваманах – Шри Вамана; ча – и; шри-рагхавендрах – Шри Рагхавендра (Рамачандра); апи – также; йат – чьи; амша-рупах – полные экспансии.

Для Брахмы, Рудры и других полубогов Его трудно постичь, даже находясь в глубокой медитации.. Его можно постичь через слова Вед, только если понимать их глубокий смысл. Шриман Нрисимха, Шри Вамана и Шри Рагхавендра являются Его полными экспансиями.

КОММЕНТАРИЙ: Обладающего неповторимым очарованием трансцендентного Шри Кришну постичь непросто. Великие полубоги теоретически знают о том, что Он – Всевышний, однако им недоступен вкус кришна-премы. Все ведические тексты в конечном итоге описывают Шри Кришну, однако о Его всепривлекающем очаровании не говорится напрямую ни в Ведических мантрах, ни в объяснениях ритуалов. Нужно получить доступ к сокровенному посланию Вед, а это возможно исключительно по милости чистых преданных Шри Кришны. Гьяни следуют методу атан-нирасана, отвергающему все несущественные концепции, который дает возможность постепенно открыть для себя Всевышнего в Его безличном аспекте. Однако этот метод нети нети недостаточен для того, чтобы обрести более сокровенное понимание Личности Бога.

Вайшнавы поклоняются Верховному Брахману в различных аспектах Его личности. Они поклоняются Ему в разные времена как аватарам: Нрисимха, Вамана, Рамачандра и так далее. У каждого вайшнава есть своя любимая форма Господа, его ишта-дева. Несмотря на то, что Господь Нрисимха устрашающ и подвержен гневу, у Него много преданных, которые никогда не забывают о том, как Он заботился о Прахладе и защищал его от всех опасностей. Господь Вамана также очень популярен, несмотря на то, что Он – карлик. Его преданные помнят, как Он покрыл всю вселенную тремя Своими шагами и показал Бали Свою Вселенскую форму. Бесчисленные преданные на протяжении миллионов лет почитают Господа Рамачандру, помня Его как образец совершенного монарха. Однако привлекательность всех этих аватар является не более чем отражением высшей привлекательности Шри Кришны. В конечном итоге, все аватары Господа являются Его частичными экспансиями. Каждая из них – обладающая абсолютным могуществом Верховная Личность, однако ни одна из них не проявляет всех аспектов Его могущества. Во всей полноте великолепие Бога проявляет только Шри Кришна.

Словом кила («поистине») Нарада дает понять, что то, что Кришна является изначальным из всех форм Господа – это хорошо известный факт, установленный писаниями. В частности, «Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) провозглашает:

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

«Все эти аватары – части и части частей Верховной Личности, однако Кришна – Сама изначальная Личность Бога».

Кришна превосходит Господа Нрисимху, Господа Ваману и Господа Рагхавендру, и потому Пандавы превосходят Шри Прахладу, Бали и Ханумана.

ТЕКСТ 9

анйе ’ватараш ча йад-амша-лешато

брахмадайо йасйа вибхутайо матах

майа ча йасйекшана-вартма-вартини

даси джагат-сриштй-авананта-карини

анйе – другие; аватарах – воплощения; ча – и; йат – чьи; амша – полных частей; лешатах – как простые искры; брахма-адайах – Брахма и другие; йасйа – чьи; вибхутайах – материальные достояния; матах – считаются; майа – материальная природа; ча – и; йасйа – чьего; икшана – взгляда; вартма – на пути; вартини – стоящая; даси – служанка; джагат – вселенной; сришти – творение; авана – поддержание; анта – и уничтожение; карини – та, кто проводит.

Все другие воплощения Господа появляются как экспансии из частей Его полных частей. Великие полубоги, такие как Брахма, считаются Его материальными достояниями, а материальная природа является Его служанкой. Всегда у Него на глазах, готовая служить Ему, она вершит творение, поддержание и уничтожение вселенной.

КОММЕНТАРИЙ: Воплощения Матсья и Курма проявляют могущество Кришны не в полной мере. Другие, такие как Притху Махараджа, являются дживами, уполномоченными крохотными искорками Его великолепия, а Брахма и другие полубоги являются материальными отражениями творческого начала Кришны. Авторитеты в области Ведических писаний обычно не причисляют полубогов и другие материальные вибхути Кришны к игровым воплощениям. Они основывают свое суждение на том, что лила Господа сотворения материальной вселенной не находится на том же трансцендентном уровне, что Его игры, проводимые для Его личного наслаждения, в которых Он отвечает взаимностью Своим любящим преданным, например, Прахладе и Хануману. Брахма объясняет это Нараде во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам» (2.6.43-46):

ахам бхаво йаджна име праджеша

дакшадайо йе бхавад-адайаш ча

свар-лока-палах кхага-лока-пала

нри-лока-палас тала-лока-палах

гандхарва-видйадхара-чаранеша

йе йакша-ракшорага-нага-натхах

йе ва ришинам ришабхах питринам

даитйендра-сиддхешвара-данавендрах

анйе ча йе прета-пишача-бхута-

кушманда-йадо-мрига-пакшй-адхишах

йат кинча локе бхагаван махасвад

оджах-сахасвад балават кшамават

шри-хри-вибхутй-атмавад адбхутарнам

таттвам парам рупавад асварупам

«Я сам [Брахма], Господь Шива, Господь Вишну, великие прародители живых существ (Дакша, Праджапати и другие), вы [Нарада и Кумары], полубоги рая, такие как Индра и Чандра, правители Бхурлоки, правители земных планет и низших планет, правители планет гандхарвов, видйадхаров, Чараналоки, повелители йакш, ракшасов и урагов, великие мудрецы, великие демоны, великие атеисты и величайшие из существ, путешествующих в космосе, а также мертвецы, злые духи, нечистая сила, джинны, кушманды, гигантские морские чудовища, огромные звери и птицы, – одним словом, все существа в материальном мире, которые наделены сверхъестественным могуществом, выдающимися умственными способностями

Навигация:

Страница 97
Страница 96
-- Страница 95 --
Страница 94
Страница 93