Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 96 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 96

и необычайно развитыми органами чувств, силой, снисходительностью, красотой, скромностью, богатством, знатным происхождением, имеющие форму и бесформенные – могут показаться частной истиной или проявлением Господа, хотя на самом деле не являются таковыми. Каждый из них – всего лишь частица трансцендентной энергии Господа».

прадханйато йан риша амананти

лилаватаран пурушасйа бхумнах

апийатам карна-кашайа-шошан

анукрамишйе та иман су-пешан

«О Нарада, теперь я одно за другим опишу тебе трансцендентные воплощения Господа, которые называют лила-аватарами. Слушание повествований об их деяниях устраняет всю скверну, скопившуюся в ушах. Повествования об этих играх радуют душу и ласкают слух, и потому я вечно храню их в своем сердце».

Комментируя эти стихи из Второй Песни, Шрила Шридхара Свами объясняет, что в мире существует множество экспансий великолепия Верховной Личности, причем каждая из них частично проявляет энергии Верховного Господа. Некоторые из этих экспансий есть проявления огромного махаса (физической силы), другие – оджаса (тонкого чувственного восприятия), еще какие-то проявляют сахас (мыслительные способности), балу (непоколебимость), шри (красоту), хри (способность не запутываться в карме), вибхути (богатство), атму (интеллект), или адбхута-арну (потрясающее сияние).

Брахма, говоря о гуна-аватарах, к которым относится он сам, Вишну и Шива, причисляет их к материальным достояниями Верховной Личности, что совпадает с мнением Кришны, которое Он высказывает в Десятой Главе «Бхагавад-гиты». Однако начиная со стиха прадханйато йан Брахма отдельно описывает трансцендентные игровые воплощения Господа. Брахма перечисляет лишь наиболее значимые из этих лила-аватар, поскольку существует множество менее известных игровых воплощений Вишну, и их больше, нежели под силу описать кому бы то ни было. Как говорит Шри Сута Госвами:

аватара хй асанкхйейа харех саттва-нидхер двиджах

йатхавидасинах кулйах сарасах сйух сахасрашах

«О брахманы, воплощения Господа бесчисленны, подобно ручьям, текущим из неисчерпаемых источников» (Бхаг., 1.3.26). Шри Кришну называют саттва-нидхи, изначальным источником всей саттвы, что в данном контексте Шрила Санатана Госвами объясняет термином «сострадание». Господь выказывает Свое сострадание, нисходя в материальный мир в многочисленных формах, каждая из которых – вторичные «ручьи», берущие начало в Нем, их «неисчерпаемом источнике».

Брахма, Вишну и Шива являются воплощениями Личности Бога, перед которыми стоит задача управлять гунами природы, и эти три Господа не относятся к числу всего лишь материальных достояний Господа. Но поскольку Брахма и Шива принимают на себя роль преданных и действуют как проповедники сознания Кришны, их иногда относят к вибхути Кришны. Господь Вишну время от времени появляется как спутник Брахмы и Шивы, а потому Его также иногда причисляют к ряду материальных вибхути Всевышнего. К примеру, Господь Вишну воплощается в каждую манвантару в Своих формах Ягьи и так далее. Строго говоря, Ягья и другие манвантара-аватары относятся к числу игровых воплощений, однако в то же время их причисляют к вибхути, поскольку они вместе с Брахмой и Шивой заняты в поддержании правления различных Ману, а также поскольку этим манвантара-аватарам иногда приходится занимать пост Индры.

Шри Кришна – источник всех воплощений и вибхути Верховного Господа. Майа, повелевающая материальным существованием, не может вступить в близкие любовные отношения с Ним, но она обязана постоянно прислуживать Ему в качестве служанки. Она появляется до гуна-аватар и является творцом, поддержателем и уничтожителем вселенной. Поэтому Брахма и Шива, будучи подчиненными ей, занимают смиренное положение слуг служанки Личности Бога.

ТЕКСТ 10

йасйа прасадам дхарани-вилапатах

кширода-тире врата-ништхайа стхитах

брахмадайах канчана налабханта

стутвапй упастхана-парах самахитах

йасйа – о чьей; прасадам – милости; дхарани – Мать Земля; вилапатах – причитающая; кшира-уда – Молочного Океана; тире – на берегу; врата – обетов; ништхайа – строгим соблюдением; стхитах – стоящие; брахма-адайах – Брахма и другие полубоги; канчана – чего-либо; на алабханта – не смогли получить; стутва – произнося молитвы; апи – хотя; упастхана – поклонением; парах – поглощенные; самахитах – с полным сосредоточением.

Брахма вместе с другими полубогами, откликнувшись на причитания Матери Земли, все вместе пришли на берег Молочного Океана и предались суровым аскезам. Они возносили молитвы и поклонялись Верховному Господу, медитируя на Него в полном сосредоточении, и тем не менее не удостоились Его милости.

КОММЕНТАРИЙ: В конце Двапара-юги, когда армии безбожных царей стали для земли бременем, правителям вселенной довелось на личном опыте испытать, что Верховную Личность Бога не так легко постичь, находясь в йогическом самадхи и просто сосредоточившись на Нем в своем сердце. Чтобы освободить Мать Землю от страданий, полубоги наложили на себя суровые аскезы – ограничили себя в еде и даже в количестве вдохов и выдохов, чтобы обострить концентрацию ума. В таком состоянии сосредоточения они пришли на берег Молочного Океана, который окружает остров, где обитает Господь Кширодакашайи Вишну. Полубоги вознесли Господу молитву под названием «Пуруша-сукта», а также продекламировали другие ведические мантры, чтобы умилостивить Его, и постарались сосредоточить на Нем свои внешние и внутренние чувства. Несмотря на все это они не получили знака, что Господь удовлетворен – ни единого жеста или слова, которые могли бы означать, что их молитвы услышаны. Благодаря этому опыту полубоги осознали, что механическая медитация не является эффективным средством для того, чтобы получить возможность лично общаться с

Навигация:

Страница 98
Страница 97
-- Страница 96 --
Страница 95
Страница 94