любимого сына Субхадры и сыновей Драупади, моя победа ничем не лучше поражения. От горьких рыданий этих кротких женщин мое сердце разрывается на части. Риз-за меня таким женщинам нет числа! Разве можно теперь наслаждаться владычеством над землей?!
Юдхиштхира продолжал изливать свою боль. Он превозносил всепрощение и самообуздание, но проклинал жизнь кшатрия, которая всегда связана с насилием и гневом. Несмотря на то что Юдхиштхира тщательно исполнял свой долг, он скорее был брахманом, чем воином.
— РњС‹ вели РІРѕР№РЅСѓ, уподобившись собакам, дерущимся Р·Р° РєСѓСЃРѕРє РјСЏСЃР°. Рђ теперь РјРЅРµ РЅРµ нужно это РјСЏСЃРѕ. РЇ выбрасываю его. Наши усилия были напрасны. РќРё РјС‹, РЅРё враги РЅРµ достигли желаемого. Завистливые Кауравы, ведомые глупцом Дхритараштрой, встретили СЃРІРѕСЋ смерть, Р° нам остался только пепел СЃРєРѕСЂР±Рё... РЇ избавлюсь РѕС‚ привязанности Рє этому РјРёСЂСѓ, СѓР№РґСѓ РІ лес Рё там, погруженный РІ мысли РѕР± отречении, достигну заветной цели всех аскетов Рё мудрецов. Пусть Бхима станет царем. Рли ты, Арджуна, СЃ РґСЂСѓРіРѕРј Кришной, правьте землей. РЇ больше РЅРµ желаю быть царем.
Юдхиштхира замолчал. Арджуна посмотрел на Кришну и снова на Юдхиштхиру, а потом облизнул уголки губ и нахмурился. Ночь опустилась на землю, и языки священного пламени бросали оранжевые блики на прекрасное лицо Арджуны, которое, казалось, еще сильнее вспыхнуло, когда он заговорил:
— Рћ РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅ, как РјРѕРі ты вымолвить такие слова? Победив врагов, ты стал полноправным властителем земли. РўС‹ — кшатрий, Рё защищать людей — твой долг. Нищета предназначена для отшельников, Р° РЅРµ для царей. Цари должны проводить жертвоприношения Рё раздавать богатства тем, кто РІ РЅРёС… нуждается. Если праведный царь использует богатства должным образом, РѕРЅ увеличивает СЃРІРѕСЋ праведность Рё славу. РњРёСЂ нуждается РІ правителе. Рсполнять эту роль — твой религиозный долг. РўС‹ должен пойти РїРѕ стопам Дилипы, Нахуши, Амбариши Рё РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… прославленных правителей нашего СЂРѕРґР°. Как может такой человек, как ты, избрать РёРЅРѕР№ путь?
Помолчав, Юдхиштхира произнес:
— РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ принять твои восхваления богатств Рё РјРёСЂСЃРєРёС… привязанностей. Сосредоточься РЅР° внутреннем «я», Рё ты поймешь, что СЏ имею РІ РІРёРґСѓ. РњРѕРµ единственное желание — покончить СЃ РјРёСЂСЃРєРѕР№ жизнью Рё вступить РЅР° путь святых странников. Ртот РјРёСЂ — РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как иллюзия, Рѕ которой мечтают лишь глупцы. Отныне Р±СѓРґСѓ принимать только жизненно необходимое Рё проводить время РІ аскезах Рё медитации. Даже размышляя Рѕ такой жизни, СЏ ощущаю радость, рожденную РёР· отречения. Позволь же РјРЅРµ отправиться РІ лес Рё там устремиться Рє вечной обители Высшего Духа.
Тогда стал говорить Бхима:
— О царь, ты рассуждаешь об истине, подобно человеку, который произносит стихи из Вед, но не знает их смысла. Кляня долг кшатрия, ты хочешь вести беззаботную жизнь. Узнай раньше о твоих намерениях, мы бы не воевали. Но мы воевали. Если ты откажешься исполнять долг царя, то убийство сыновей Дхритараштры станет бессмысленным, — могучий голос Бхимасены гремел в ночной тиши. — Мудрецы говорили, что убийство наших врагов и благочестивое правление суть наши непосредственные обязанности. Кшатрии тоже могут прощать и обуздывать себя, но они проявляют эти качества, выполняя свой, а не чужой долг. Если ты сейчас уйдешь, то уподобишься человеку, который, победив многих врагов, закалывает себя сам; или будешь похож на того, кто карабкается на дерево, чтобы полакомиться медом, но падает, так и не попробовав его. Ты будешь словно изголодавшийся безумец, который наконец получил пищу, но отказался от нее!
Бхима приводил всё новые и новые сравнения и порицал желание Юдхиштхиры.
— Обязанности царя установил Сам Господь, потому о них нельзя отзываться пренебрежительно, — продолжал Бхима. — Отречение подходит для тех царей, которые состарились или потерпели поражение. Но пока у праведного кшатрия есть сила и возможности, он должен править государством и защищать людей.
О царь, если бы совершенства можно было достичь одним лишь отречением, то горы и деревья стали бы самыми совершенными существами. Они все живут в воздержании, они никого не обижают и не вступают в половые отношения. Подлинное отречение заключается в том, чтобы исполнять свои обязанности так, как того желает Верховная Личность Бога. Бог наделил всех существ качествами, согласно которым они действуют в мире. А тот, кто перестает действовать, никогда не добьется успеха, — заключил Бхима.
Юдхиштхира продолжал хранить молчание.
Тогда заговорил Арджуна:
— О царь, в Ведах есть древняя легенда об отречении и действии.
РАрджуна рассказал историю Рѕ молодых брахманах, которые решили жить РІ отречении, отказались РѕС‚ СЃРІРѕРёС… обязанностей Рё ушли РІ лес. Рљ РЅРёРј РІ облике птицы спустился РРЅРґСЂР° Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР» Рѕ том, что РѕРЅРё делают. РўРµ объяснили ему, Рё РРЅРґСЂР° ответил:
— Священные писания определяют обязанности брахмана Рё РЅРµ РѕРґРѕР±СЂСЏСЋС‚ ваш образ действий. РР±Рѕ человек, который оставляет СЃРІРѕРё обязанности, будет проклят Рё побежден. РўРѕС‚ же, кто выполняет обязанности РёР· чувства долга, кто живет тем, что осталось РѕС‚ подношений Богу, родственникам, предкам, богам Рё гостям, — такой человек достигает целей, которых обычно сложно достичь. Р’ действительности, нет ничего труднее жизни РґРѕРјРѕС…РѕР·СЏРёРЅР°, обремененного обязанностями. РќРѕ подобная жизнь развивает РІ человеке подлинную отрешенность РѕС‚ всего РјРёСЂСЃРєРѕРіРѕ Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє праведности.
Выслушав наставления РРЅРґСЂС‹, брахманы возвратились Рє СЃРІРѕРёРј