Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 143 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 2 - Страница 143

любимого сына Субхадры и сыновей Драупади, моя победа ничем не лучше поражения. От горьких рыданий этих кротких женщин мое сердце разрывается на части. И из-за меня таким женщинам нет числа! Разве можно теперь наслаждаться владычеством над землей?!

Юдхиштхира продолжал изливать свою боль. Он превозносил всепрощение и самообуздание, но проклинал жизнь кшатрия, которая всегда связана с насилием и гневом. Несмотря на то что Юдхиштхира тщательно исполнял свой долг, он скорее был брахманом, чем воином.

— Мы вели войну, уподобившись собакам, дерущимся за кусок мяса. А теперь мне не нужно это мясо. Я выбрасываю его. Наши усилия были напрасны. Ни мы, ни враги не достигли желаемого. Завистливые Кауравы, ведомые глупцом Дхритараштрой, встретили свою смерть, а нам остался только пепел скорби... Я избавлюсь от привязанности к этому миру, уйду в лес и там, погруженный в мысли об отречении, достигну заветной цели всех аскетов и мудрецов. Пусть Бхима станет царем. Или ты, Арджуна, с другом Кришной, правьте землей. Я больше не желаю быть царем.

Юдхиштхира замолчал. Арджуна посмотрел на Кришну и снова на Юдхиштхиру, а потом облизнул уголки губ и нахмурился. Ночь опустилась на землю, и языки священного пламени бросали оранжевые блики на прекрасное лицо Арджуны, которое, казалось, еще сильнее вспыхнуло, когда он заговорил:

— О господин, как мог ты вымолвить такие слова? Победив врагов, ты стал полноправным властителем земли. Ты — кшатрий, и защищать людей — твой долг. Нищета предназначена для отшельников, а не для царей. Цари должны проводить жертвоприношения и раздавать богатства тем, кто в них нуждается. Если праведный царь использует богатства должным образом, он увеличивает свою праведность и славу. Мир нуждается в правителе. Исполнять эту роль — твой религиозный долг. Ты должен пойти по стопам Дилипы, Нахуши, Амбариши и многих других прославленных правителей нашего рода. Как может такой человек, как ты, избрать иной путь?

Помолчав, Юдхиштхира произнес:

— Я не могу принять твои восхваления богатств и мирских привязанностей. Сосредоточься на внутреннем «я», и ты поймешь, что я имею в виду. Мое единственное желание — покончить с мирской жизнью и вступить на путь святых странников. Этот мир — не что иное, как иллюзия, о которой мечтают лишь глупцы. Отныне буду принимать только жизненно необходимое и проводить время в аскезах и медитации. Даже размышляя о такой жизни, я ощущаю радость, рожденную из отречения. Позволь же мне отправиться в лес и там устремиться к вечной обители Высшего Духа.

Тогда стал говорить Бхима:

— О царь, ты рассуждаешь об истине, подобно человеку, который произносит стихи из Вед, но не знает их смысла. Кляня долг кшатрия, ты хочешь вести беззаботную жизнь. Узнай раньше о твоих намерениях, мы бы не воевали. Но мы воевали. Если ты откажешься исполнять долг царя, то убийство сыновей Дхритараштры станет бессмысленным, — могучий голос Бхимасены гремел в ночной тиши. — Мудрецы говорили, что убийство наших врагов и благочестивое правление суть наши непосредственные обязанности. Кшатрии тоже могут прощать и обуздывать себя, но они проявляют эти качества, выполняя свой, а не чужой долг. Если ты сейчас уйдешь, то уподобишься человеку, который, победив многих врагов, закалывает себя сам; или будешь похож на того, кто карабкается на дерево, чтобы полакомиться медом, но падает, так и не попробовав его. Ты будешь словно изголодавшийся безумец, который наконец получил пищу, но отказался от нее!

Бхима приводил всё новые и новые сравнения и порицал желание Юдхиштхиры.

— Обязанности царя установил Сам Господь, потому о них нельзя отзываться пренебрежительно, — продолжал Бхима. — Отречение подходит для тех царей, которые состарились или потерпели поражение. Но пока у праведного кшатрия есть сила и возможности, он должен править государством и защищать людей.

О царь, если бы совершенства можно было достичь одним лишь отречением, то горы и деревья стали бы самыми совершенными существами. Они все живут в воздержании, они никого не обижают и не вступают в половые отношения. Подлинное отречение заключается в том, чтобы исполнять свои обязанности так, как того желает Верховная Личность Бога. Бог наделил всех существ качествами, согласно которым они действуют в мире. А тот, кто перестает действовать, никогда не добьется успеха, — заключил Бхима.

Юдхиштхира продолжал хранить молчание.

Тогда заговорил Арджуна:

— О царь, в Ведах есть древняя легенда об отречении и действии.

И Арджуна рассказал историю о молодых брахманах, которые решили жить в отречении, отказались от своих обязанностей и ушли в лес. К ним в облике птицы спустился Индра и спросил о том, что они делают. Те объяснили ему, и Индра ответил:

— Священные писания определяют обязанности брахмана и не одобряют ваш образ действий. Ибо человек, который оставляет свои обязанности, будет проклят и побежден. Тот же, кто выполняет обязанности из чувства долга, кто живет тем, что осталось от подношений Богу, родственникам, предкам, богам и гостям, — такой человек достигает целей, которых обычно сложно достичь. В действительности, нет ничего труднее жизни домохозяина, обремененного обязанностями. Но подобная жизнь развивает в человеке подлинную отрешенность от всего мирского и приводит к праведности.

Выслушав наставления Индры, брахманы возвратились к своим