Однако жена вернула его на путь долга. Она сказала ему: «Если бы в твоем сердце проявилось подлинное отречение, тебе было бы все равно, как жить: отшельником в лесу или царем во дворце. Ресли ты все еще лелеешь привязанность к миру, то даже горшок для воды и посох отшельника могут стать для тебя предметами привязанности».
Юдхиштхира с радостью внимал рассказу брата. Юдхиштхире нравилась эта история, хоть он и слышал ее уже много раз. Однако решения своего он не изменил. «В Ведах есть много разных наставлений, каждое из которых предназначено для определенного времени или обстоятельств, — думал старший из Пандавов. — А для меня единственный подходящий путь — отречение». Он с любовью посмотрел на Арджуну.
— Дорогой брат, я знаю, что ты желаешь мне только блага, но твои слова не трогают моего сердца. Хоть ты и знаток военной науки, ты не слишком сведущ в более тонких, духовных вопросах. Пока не начнешь служить осознавшей себя душе, не поймешь истинный путь религии. Как и Бхима, ты считаешь, что богатство и мирская жизнь лучше аскетизма. Однако путь мирского долга предназначен лишь для того, чтобы прийти к отречению. Сначала надо искать душу, а затем — Сверхдушу. Следует понять, что обе они отличны от материи, и, поняв это, человек сможет полностью избавиться от телесных представлений о жизни.
Восхищенные доводами Юдхиштхиры и его братьев, мудрецы улыбались и одобрительно кивали головами. Они посмотрели на Кришну, который тоже наслаждался спором, но оставался безмолвным. Один из риши, Девастхана, обратился к Юдхиштхире:
— О царь, сказать по правде, мы, лесные отшельники, также не можем избежать действий в нашей жизни: день и ночь мы тяжело трудимся, совершая жертвоприношения и поклоняясь божествам. Но даже мы не уверены, что достигнем совершенства с помощью своего труда.
Воистину, жизнь праведного царя, который проводит жертвоприношения и тщательно следует своему долгу, не менее религиозна, чем жизнь брахмана-аскета, и точно так же приводит к совершенству.
Юдхиштхира не отвечал.
К мудрецам присоединился Вьясадева. Он говорил о долге и славе кшатриев. Он осуждал царей, которые не выполняли своих обязанностей:
— Если государство не защищено и люди там страдают, то на царя падет грех. Более того, царь повинен в преступлениях, которые совершаются в его стране. Рсамый лучший путь для царя — нести бремя правителя и защитника. Лишь на закате своих дней он может принять отречение.
Юдхиштхира не хотел перечить Вьясадеве или другим мудрецам, но и не был готов стать правителем. Сложив ладони, он обратился к Вьясадеве:
— О господин, мысль о владычестве, со всеми его радостями, не воодушевляет меня. Я по-прежнему в печали. Слыша стенания женщин, которые потеряли мужей, я не нахожу себе места.
Бессмертный мудрец улыбнулся:
— РќРµ придавай значения счастью или страданиям — Рё то Рё РґСЂСѓРіРѕРµ преходяще. РџРѕРґ влиянием времени РјС‹ сталкиваемся то СЃ радостью, то СЃ горем. Удовольствие порождает боль, Р° РёР· боли РІРЅРѕРІСЊ возникает удовольствие. Р’ этом РјРёСЂРµ есть лишь РґРІР° РІРёРґР° постоянно счастливых людей: безнадежные глупцы Рё те, кто обуздал СЃРІРѕР№ СѓРј Рё чувства. Остальные вынуждены страдать. Поэтому мудрый человек РЅРµ думает Рѕ привязанности или отвращении, Р° следует своему долгу, чтобы доставить удовольствие Всевышнему. РўРІРѕР№ долг — править Землей, Рѕ Бхарата. Рсполняя эту обязанность, ты обретешь неувядаемую славу Рё благочестие, Р° после смерти вознесешься Рє высшим мирам.
Юдхиштхира был в замешательстве. «Отвергнуть совет мудреца непозволительно, — думал царь Пандавов. — Но разве могу я занять трон, после того как стал причиной всемирного бедствия?!!» У него по лицу текли слезы. Юдхиштхира поднял глаза на Вьясадеву:
— РЇ первейший грешник! Только взгляни РЅР° РјРѕРµ сердце, исполненное невежества! Рто тело, призванное служить РґСЂСѓРіРёРј, уничтожило РјРЅРѕРіРёРµ Рё РјРЅРѕРіРёРµ фаланги людей. Нарочно или случайно СЏ убивал юношей, брахманов, доброжелателей, друзей, родителей, учителей Рё братьев! Даже если СЏ проживу миллионы лет, РјРЅРµ РЅРµ избежать ада, который ждет меня Р·Р° грехи! Царь, убивающий ради блага СЃРІРѕРёС… подданных или РїРѕ какой-либо РґСЂСѓРіРѕР№ праведной причине, РЅРµ совершает греха. Однако это утверждение Вед РЅРµ относится РєРѕ РјРЅРµ.
«Я не был царем, когда шел на войну, — в мыслях терзал себя Юдхиштхира. — Все погибли лишь ради того, чтобы я, а не Дурьйодхана стал царем. Такое себялюбие воистину греховно!»
— Жертвоприношения не спасут меня от ада, — продолжал вслух Юдхиштхира. — Невозможно очистить загрязненную глиной воду, пропуская ее через глину; невозможно отмыть запачканный вином горшок с помощью вина; и так же невозможно искупить грех убийства людей, убивая животных во время жертвоприношений!
Видя, как Юдхиштхира тонет в раскаянии, Кришна подошел к нему, с улыбкой взял его руку, напоминающую мрамор и умащенную сандаловой пастой, и промолвил:
— РќРµ надо горевать, Рѕ лучший РёР· людей, иначе ты заболеешь. Тех, кто распрощался СЃ жизнью, РЅРµ вернуть слезами. Люди РїРѕРґРѕР±РЅС‹ предметам РІРѕ СЃРЅРµ: РѕРЅРё исчезают, стоит нам проснуться. Очищенные ударами оружия, РѕРЅРё отбросили СЃРІРѕРё тела Рё поднялись РЅР° небеса. Зачем РїРѕ РЅРёРј горевать? РС… женщины тоже должны радоваться: эти герои достигли возвышенного положения! Тебе же РїРѕ праву надлежит стать царем!
Затем Нарада вместе с Вьясадевой снова принялись