Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 150 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 2 - Страница 150

должен ей покориться. Сейчас ты назначен главой государства и потому обязан позаботиться о тех подданных, которые оказались в беспомощном положении.

Бхишма знал, что такой довод лучше всего убедит Юдхиштхиру исполнять свой долг. Пандавы были преданы Кришне, но порой огромная любовь к Нему заставляла их забыть, что Кришна — Верховный Повелитель, в чьей власти все происходящее во вселенной. Бхишма напомнил Юдхиштхире о том, что тот и так хорошо знал.

По благословению Господа голос Бхишмадевы стал таким же звучным, как и прежде. Он продолжал говорить, не отрывая глаз от Кришны:

— Этот Говинда не кто иной, как бесконечно могущественная изначальная личность Бога. Из него исходят Нараяна и другие Божества. Тем не менее Он появился среди потомков царя Вришни и ходит по земле, как один из нас. Так Своей самопроявленной энергией Он сбивает нас с толку.

Бхишма повернулся к Юдхиштхире:

— О царь, лишь великие личности, такие, как Шива, божественный риши Нарада и Капила — божественное воплощение в образе мудреца, знают о тайной славе Кришны, поскольку непосредственно с Ним связаны. Мое дорогое дитя Юдхиштхира, этот юноша, которого ты по неведению считал двоюродным братом по матери, дорогим другом, благожелателем, советником, посланником и благодетелем, в действительности является Верховным Господом всех материальных и духовных миров.

Господь Кришна находится в сердце каждого как Сверхдуша. Он одинаково относится ко всем, поскольку не делит никого на друзей и врагов. Кришна не смотрит, в какое тело облачено то или иное живое существо, поэтому все Его поступки свободны от материальных соображений.

Бхишма на мгновение замолчал, охваченный духовным блаженством. Слезы ручьем полились у него из глаз, и Юдхиштхира принялся осторожно вытирать их мягкой тканью. Успокоившись, Бхишма продолжал:

— Но несмотря на то, что Он относится к каждому одинаково, тот же самый Кришна милостиво пришел ко мне на закате моих дней, поскольку я Его верный слуга. Верховная Личность, который появляется в уме благодаря неуклонному служению и медитации, освобождает преданного из тисков кармы, когда тот покидает тело. Я молю, чтобы мой Господь, имеющий четыре руки и подобное лотосу лицо, с глазами, красными, как восходящее солнце, по доброте Своей остался рядом до последнего моего вздоха.

Сердца собравшихся сжались. Кришна нежно посмотрел на Бхишму и поднял руку в благословляющем жесте, а потом перевел взгляд на Юдхиштхиру и чуть заметно кивнул, давая понять, что тот может теперь изложить свои сомнения.

Тогда Юдхиштхира стал расспрашивать об основах различных религиозных обязанностей. Бхишма подробно отвечал, повторяя слова Вед, которые он услышал от небесных мудрецов и которые сам глубоко постиг. Он привел множество примеров из древних сказаний, чтобы пояснить свои утверждения, и все слушали его затаив дыхание. Даже боги пришли, чтобы внимать его речам. И так пролетел день.

На закате все вернулись в лагерь, с нетерпением ожидая утра. Разговор продолжался более пятидесяти дней. Сперва Бхишма описал все особенности и обязанности четырех сословий и укладов жизни в соответствии с качествами людей. Затем он шаг за шагом объяснил, как человек освобождается от материальной зависимости, даже продолжая работать. Он также рассказал про благотворительность, обязанности царя, а также о действиях, ведущих к освобождению.

Бхишма отвечал на все вопросы Юдхиштхиры, и к концу пятидесятого дня Юдхиштхира почувствовал, как его сомнения исчезли. Солнце неуклонно приближалось к северу. Когда оно перешло на северную часть небосвода, наступило время, в которое йоги, достигшие совершенства, обычно покидают этот мир. И Бхишма уже не наставлял Юдхиштхиру, а думал о своем уходе. Полностью освободившись от материальных привязанностей, Бхишма сосредоточился на Кришне, который стоял перед ним в четырехруком облике, облаченный в сверкающие желтые одежды. Бхишма прекратил деятельность чувств и стал возносить молитвы повелителю всех живущих:

— Пусть мои мысли, чувства и желания, которые так долго служили различным делам и предписанным обязанностям, устремятся сейчас к всемогущему Господу Кришне. Он всегда находит удовлетворение в Себе, но порой вместе со Своими преданными Он наслаждается трансцендентными играми, приходя в материальный мир, хотя Сам является его творцом. Он появился на земле в Своем трансцендентном теле, которое напоминает темно-синее дерево тамала. Его тело привлекает каждого во всех трех мирах. Пусть Его лотосоподобное лицо, украшенное сандаловой пастой, навсегда останется перед моим взором и пусть я не пожелаю никакой материальной награды за свои поступки.

Бхишма вспомнил, как он встречался с Кришной во время войны, и продолжил:

— На поле битвы Кришна вел колесницу Своего близкого друга Арджуны. Развевающиеся волосы Кришны были пепельно-серыми от пыли, поднятой копытами коней. Капельки пота выступили у Него на лице. И Он наслаждался этими украшениями, к которым добавились и раны от моих острых стрел. Пусть эта картина навсегда станется в моей памяти.

Бхишма понимал, что участие Кришны в битве было всего лишь частью Его трансцендентных развлечений. Кришна наслаждался, показывая Свою любовь к Арджуне: став по просьбе Арджуны его возничим. Подобным же образом Господь отвечал на желание Бхишмадевы, который наслаждался видом Кришны, когда тот в гневе бежал на него с колесом в руке.

— Исполняя мое желание и жертвуя Своим обещанием, Кришна спрыгнул с колесницы, схватил колесо и бросился на меня, словно лев,