царь и так считал себя слишком обязанным ему. Гандхари также терпела обидные речи Бхимы, считая это неизбежным последствием их с мужем поступков.
Прошло тридцать пять лет. Пандавы постоянно думали о Кришне и не находили себе места от того, что приближался день, когда исполнится проклятие Гандхари. Видя, что Парикшит уже превратился в могучего царевича, обладающего всеми добродетелями, Пандавы стали подумывать о своем уходе. Они знали: для кшатрия самый достойный конец — смерть в бою, однако славна и смерть в лесу, где кшатрий предается аскезам. Праведные цари всегда проводили свои последние дни в лесу, стремясь к духовному совершенству.
Однажды Пандавы узнали, что в Хастинапур возвратился Видура. Советник Куру много лет провел в паломничестве и аскезах. Пандавы не виделись с ним с тех пор, как он ушел из города, а только получали о нем известия. Тем не менее братья часто вспоминали Видуру. Ртеперь они поспешили к нему, переполненные счастьем и любовью. Один за другим пятеро братьев припали к его стопам.
Встретить Видуру вышли Дхритараштра, Крипа, Санджая, Гандхари, Кунти, Драупади и остальные обитатели дворца. Видура выглядел изможденным от долгих аскез, однако сиял духовной силой. Он провел много лет в обществе брахманов, внимая наставлениям могущественного риши Майтреи. Желая перед смертью увидеть своих родных, Видура в последний раз пришел в Хастинапур.
Юдхиштхира с братьями провели обряд поклонения Видуре, предложив ему аргхью и другие благоприятные предметы, потом вдоволь его накормили и усадили в зале собраний, где он — прежде первый советник Дхритараштры — помогал ему управлять страной.
Юдхиштхира расположился у стоп Видуры и спросил:
— Дорогой дядя, помнишь, когда мы были совсем юными, ты защищал нас с матерью от нападок Дурьйодханы? Словно птица, закрывающая птенцов крыльями, ты спасал нас от гибели. Как ты поддерживал себя, скитаясь по земле? В каких святых местах тебе довелось служить Богу и людям?
Благодаря собственной духовной силе Юдхиштхира понял: «Мой дядя глубоко познал свою вечную сущность. Видура, как и я, всегда находит удовольствие в аскезах и наставлениях риши. Он без сожаления покинул город, посчитав, что сама судьба помогает ему обрести совершенство в жизни». Сложив ладони, Юдхиштхира продолжил:
— Мой господин, люди, подобные твоей милости, — олицетворенные святые места. Где бы ты ни находился, ты превращаешь это место в место паломничества, поскольку несешь в сердце Личность Бога. Прошу, поведай нам обо всем, что видел за время долгого паломничества.
РВидура слово за слово рассказал им всё.
Он полностью постиг трансцендентную истину и испытывал высшее духовное счастье. Он уже был готов обрести вечное бытие, но из сострадания к брату Дхритараштре, который еще не избавился от материальных привязанностей, решил задержаться в городе. Видура думал: «Смерть неотвратимо приближается к слепому царю, а он так и живет в духовном неведении. Быть может, я говорю с ним в последний раз».
Спустя несколько дней в присутствии Пандавов и их жен Видура обратился к Дхритараштре:
— Дорогой царь, ты должен уйти отсюда немедленно. Только посмотри, как тебя сковал страх.
Видура в насмешку назвал брата царем. Вернувшись в Хастинапур, Видура все понял: его брат наслаждается почетом и уважением со стороны Юдхиштхиры и мнит себя монархом. Теперь, когда годы жизни Дхритараштры подошли к концу, того обуял страх. «Смерть отнимет у меня мою власть!.. Рчто потом со мной станется?! Во время моего правления было совершено столько грехов!» — эти мысли не давали ему покоя ни днем ни ночью.
Видура сказал ему:
— Рто ужасное положение никто РЅРµ может исправить РІ материальном РјРёСЂРµ. Верховный Господь приблизился РєРѕ всем нам РІ облике вечного времени. Р’СЃРµ, кто находится РїРѕРґ влиянием высшего времени, должны расстаться СЃ жизнью, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ уже Рѕ богатстве, почете, детях, земле Рё РґРѕРјРµ. РўРІРѕР№ отец, брат, благожелатели Рё сыновья мертвы. Большая часть твоей жизни позади. РўС‹ немощен Рё живешь РІ чужом РґРѕРјРµ. Старческая дряхлость почти победила тебя, Рё РІСЃРµ же ты пытаешься наслаждаться, живя Р·Р° счет Бхимы.
Натянутые отношения между Дхритараштрой и Бхимой не остались не замеченными Видурой, и он намеренно упомянул о Бхиме, — подталкивая таким образом Дхритараштру отказаться от своего положения, дворцовых удобств и вступить наконец на путь аскезы.
Видура продолжал:
— Ты сейчас ничем не лучше домашнего пса. Какой прок жить так, как ты: принимать подачки от людей, которых пытался убить огнем и ядом? Ты оскорбил их жену, отнял их царство и богатства. Теперь же находишься в зависимости от них. О повелитель Бхарат, ты противишься смерти и хочешь жить даже ценой своей чести. Но твое исполненное боли тело непременно рассыплется в прах, подобно ветхим одеждам. Ничто в мире не длится вечно.
Пандавы молча слушали. Слова Видуры, были, как всегда, острыми. Юдхиштхира думал: «Если бы только Дхритараштра внял Видуре тридцать пять лет назад — все сложилось бы иначе. Теперь Дхритараштра послушается своего брата. У старого слепого царя не осталось того, ради чего стоило бы жить».
— Лишь тот человек зовется невозмутимым, — говорил Видура, — кто уходит в неизвестное, далекое место и, освободившись от привязанностей, покидает материальное тело, когда оно становится бесполезным. Лишь тот поистине достоин