Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 159 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 2 - Страница 159

царь и так считал себя слишком обязанным ему. Гандхари также терпела обидные речи Бхимы, считая это неизбежным последствием их с мужем поступков.

Прошло тридцать пять лет. Пандавы постоянно думали о Кришне и не находили себе места от того, что приближался день, когда исполнится проклятие Гандхари. Видя, что Парикшит уже превратился в могучего царевича, обладающего всеми добродетелями, Пандавы стали подумывать о своем уходе. Они знали: для кшатрия самый достойный конец — смерть в бою, однако славна и смерть в лесу, где кшатрий предается аскезам. Праведные цари всегда проводили свои последние дни в лесу, стремясь к духовному совершенству.

Однажды Пандавы узнали, что в Хастинапур возвратился Видура. Советник Куру много лет провел в паломничестве и аскезах. Пандавы не виделись с ним с тех пор, как он ушел из города, а только получали о нем известия. Тем не менее братья часто вспоминали Видуру. И теперь они поспешили к нему, переполненные счастьем и любовью. Один за другим пятеро братьев припали к его стопам.

Встретить Видуру вышли Дхритараштра, Крипа, Санджая, Гандхари, Кунти, Драупади и остальные обитатели дворца. Видура выглядел изможденным от долгих аскез, однако сиял духовной силой. Он провел много лет в обществе брахманов, внимая наставлениям могущественного риши Майтреи. Желая перед смертью увидеть своих родных, Видура в последний раз пришел в Хастинапур.

Юдхиштхира с братьями провели обряд поклонения Видуре, предложив ему аргхью и другие благоприятные предметы, потом вдоволь его накормили и усадили в зале собраний, где он — прежде первый советник Дхритараштры — помогал ему управлять страной.

Юдхиштхира расположился у стоп Видуры и спросил:

— Дорогой дядя, помнишь, когда мы были совсем юными, ты защищал нас с матерью от нападок Дурьйодханы? Словно птица, закрывающая птенцов крыльями, ты спасал нас от гибели. Как ты поддерживал себя, скитаясь по земле? В каких святых местах тебе довелось служить Богу и людям?

Благодаря собственной духовной силе Юдхиштхира понял: «Мой дядя глубоко познал свою вечную сущность. Видура, как и я, всегда находит удовольствие в аскезах и наставлениях риши. Он без сожаления покинул город, посчитав, что сама судьба помогает ему обрести совершенство в жизни». Сложив ладони, Юдхиштхира продолжил:

— Мой господин, люди, подобные твоей милости, — олицетворенные святые места. Где бы ты ни находился, ты превращаешь это место в место паломничества, поскольку несешь в сердце Личность Бога. Прошу, поведай нам обо всем, что видел за время долгого паломничества.

И Видура слово за слово рассказал им всё.

Он полностью постиг трансцендентную истину и испытывал высшее духовное счастье. Он уже был готов обрести вечное бытие, но из сострадания к брату Дхритараштре, который еще не избавился от материальных привязанностей, решил задержаться в городе. Видура думал: «Смерть неотвратимо приближается к слепому царю, а он так и живет в духовном неведении. Быть может, я говорю с ним в последний раз».

Спустя несколько дней в присутствии Пандавов и их жен Видура обратился к Дхритараштре:

— Дорогой царь, ты должен уйти отсюда немедленно. Только посмотри, как тебя сковал страх.

Видура в насмешку назвал брата царем. Вернувшись в Хастинапур, Видура все понял: его брат наслаждается почетом и уважением со стороны Юдхиштхиры и мнит себя монархом. Теперь, когда годы жизни Дхритараштры подошли к концу, того обуял страх. «Смерть отнимет у меня мою власть!.. И что потом со мной станется?! Во время моего правления было совершено столько грехов!» — эти мысли не давали ему покоя ни днем ни ночью.

Видура сказал ему:

— Это ужасное положение никто не может исправить в материальном мире. Верховный Господь приблизился ко всем нам в облике вечного времени. Все, кто находится под влиянием высшего времени, должны расстаться с жизнью, не говоря уже о богатстве, почете, детях, земле и доме. Твой отец, брат, благожелатели и сыновья мертвы. Большая часть твоей жизни позади. Ты немощен и живешь в чужом доме. Старческая дряхлость почти победила тебя, и все же ты пытаешься наслаждаться, живя за счет Бхимы.

Натянутые отношения между Дхритараштрой и Бхимой не остались не замеченными Видурой, и он намеренно упомянул о Бхиме, — подталкивая таким образом Дхритараштру отказаться от своего положения, дворцовых удобств и вступить наконец на путь аскезы.

Видура продолжал:

— Ты сейчас ничем не лучше домашнего пса. Какой прок жить так, как ты: принимать подачки от людей, которых пытался убить огнем и ядом? Ты оскорбил их жену, отнял их царство и богатства. Теперь же находишься в зависимости от них. О повелитель Бхарат, ты противишься смерти и хочешь жить даже ценой своей чести. Но твое исполненное боли тело непременно рассыплется в прах, подобно ветхим одеждам. Ничто в мире не длится вечно.

Пандавы молча слушали. Слова Видуры, были, как всегда, острыми. Юдхиштхира думал: «Если бы только Дхритараштра внял Видуре тридцать пять лет назад — все сложилось бы иначе. Теперь Дхритараштра послушается своего брата. У старого слепого царя не осталось того, ради чего стоило бы жить».

— Лишь тот человек зовется невозмутимым, — говорил Видура, — кто уходит в неизвестное, далекое место и, освободившись от привязанностей, покидает материальное тело, когда оно становится бесполезным. Лишь тот поистине достоин