Поэтому пролей на меня свою милость и прими меня как своего друга». Выслушав это, Хираньяка спросил из своей норы: «Кто ты такой?» Ворон сказал: «Я - ворон Лагхупатанака».
Текст 54
«Хираньяка, рассмеявшись, сказал: «Как мы можем дружить? Разумно совмещать только то, что можно совместить. Вороны питаются мышами, и я могу стать твоей жертвой. Какая любовь может существовать между нами?»
История о голубях и мышке показала, насколько важно иметь друзей. И в следующей истории автор научит нас, как правильно выбирать друзей. Мы должны различать, кто является подходящим другом, и не станем подходить к каждому с предложением о дружбе. Нельзя дружить с теми, кто по своей природе является хищником. Вороны ловят мышей, которыми они питаются. В этой истории ворон хочет подружиться с мышкой, и это означает, что со стороны хищника может присутствовать какой-то корыстный мотив. Новая история раскроет нам качества настоящего друга и научит быть осторожными в выборе друзей. Мышь по природе является пищей для ворон. Как же они могут быть друзьями? В отношениях жертвы и хищника не может быть дружбы. Животные, которые могут стать жертвами, всегда боятся врагов. Следующий стих говорит, что такая дружба может закончиться страданием.
Текст 55
«Более того, дружба между жертвой и хищником является причиной страданий. Олень попался в сеть из-за шакала, который выдавал себя Другом». Лагхупатаиака поинтересовался: «Как это произошло?»
Теперь Хираньяка рассказывает ворону еще одну историю.
Стиль «Панчатантры» и «Хита падеши» таков, что к главной истории присоединяются другие поучительные рассказы. В этой книге повествование связано с Читрагривой и стаей голубей. Когда голуби обнаружили в лесу рисовые зерна, Читрагрива предостерег их от возможной западни словами: «Мы не должны спускаться и клевать эти зерна, потому что я помню, как тигру удалось заманить жадного путника и съесть его». И Читрагрива рассказал голубям историю о тигре и страннике. Затем изложение в книге вновь возвращается к истории о Читрагриве и голубях. Оно сменяется рассказами об олене, вороне и шакале, о которых ворону Лагхупатанаке поведал Хираньяка.
«В стране Магадха был большой лес Чампакавати, в кагором жили олень и ворон».
Вороны питаются плотью мертвых оленей, поэтому олени и вороны враждуют. Но когда олень жив, вороны не относятся к оленям как к пище.
«Олень и ворон жили в великой дружбе, потому что ими не двигало желание съесть друг друга. Однажды по лесу пробегал шакал. Рыская в поисках пищи, он увидел сильного оленя и подумал: «О, как же мне полакомиться его чудесной плотью? Попробую войти к нему в доверие».
Шакал слабее оленя, и он не может угнаться за ним. Но шакал питается плотью оленя, и задался вопросом: «Как же мне полакомиться его вкусной плотью? Я не смогу победить оленя в открытой схватке, поэтому сначала должен попытаться войти к нему в доверие».
«С такими мыслями шакал подошел к оленю и спросил: «Как поживаешь, мой дорогой друг?» Олень удивленно спросил: «Кто ты такой?» - «Я - шакал по имени Кшубрабуздхи («Малоразумный»). В этом лесу я живу в одиночестве, не имея друзей. Встретив тебя, мне показалось, что я нашел друга и родственника. Ко мне вернулась моя жизненная сила. Служа тебе, я буду испытывать счастье». Олень сказал: «Пусть будет так». После того, как солнце, которое носит гирлянду из лучей, зашло за горизонт, оня направились к дому оленя. На ветке дерева Чампака жил ворон по именЯ Субувдхи («Благородный», «Добрый»), который был старым другом оленя. Видя их, ворон спросил: «О, друг Читранга, кто это с тобой?» Олень ответил: «Это шакал, который пришел, чтобы подружиться с нами».
Текст 56
«Ворон сказал: «Дорогой друг, не подобает дружить с незнакомцами. Ты поступил неправильно, потому что в древних священных книгах сказано: «Никогда не заводи дружбу с тем, о чьих привычках ничего не знаешь. Тот, кто неосмотрителен в выборе друзей, может погибнуть так же, как расстался с жизнью слепой стервятник Джарадгав по вине хитрой кошки».
Сейчас мы узнаем еще одну историю, которая находится в рамках другой истории. Ее главный тезис таков: атитхи-дева бхава. Атитхи означает гостя, который появляется у вашей двери без предупреждения, нежданно- негаданно. Согласно ведической культуре, с таким человеком нужно обходиться, как с Богом. В этом состоит аскеза домохозяина.
Однажды ученики спросили Шрилу Прабхупаду: «В чем обязанности домохозяина?» Шрила Прабхупада ответил: «Ваши обязанности поклоняться Божествам в доме. Когда вы приготовите хорошее подношение, предложите его Божествам и все переложите на тарелки, то должны выйти из дома и очень громко сказать, что если кто-то голоден, пусть зайдет в ваш дом и примет прасад. Кто бы ни пришел, вы должны усадить его и кормить до тех пор, пока он полностью не удовлетворится. Только затем вы можете принять пищу. Если ваши гости съедают все, то вы должны снова начать готовить и делать снова то же самое». На самом деле, жизнь домохозяина- это большая аскеза. Мы не должны думать: «Жизнь брахмачари очень сложна для меня. Я, пожалуй, женюсь, и у меня не будет никакой аскезы. Пусть жена служит мне весь день». Это не так. Общаться с гостем, как с Богом, - это