Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 26 ------

Курма Рупа пр - Благотворный совет или Хитападеша ч.2 - Страница 26

тому же, по какому праву кошка, называясь гостьей, стала проповедовать хозяину? Гостю не приличествует проповедовать или критиковать хозяина. Стервятник не был тем, кем называла его кошка, и стал жертвой прославления. Эта техника была направлена на то, чтобы завоевать доверие стервятника. Кошка приписывала стервятнику качества, которыми он не обладал. Она льстила стервятнику, понимая его слабость. Говорится, что даже полубогам нравится слушать восхваления в свой адрес, что уж говорить об обычных живых существах. Это одна из самых больших слабостей людей. Хотя стервятник не является ученым, он счастлив, что другие думают о нем так хорошо. В этом проявляется склонность к обману. Стервятник должен был быть искренним, и он должен был отчитать кошку за то, что та льстит ему, чрезмерно прославляя. На самом деле, это критика. Шрила Прабхупада говорит, что чрезмерное прославление сродни критике. Это объясняет царь Притху.

В «Шримад-Бхагаватам» (4.15.21-22) по этому поводу говорится:

«Желая ободрить представших перед ним певцов, великий царь Притху, сын Вену, улыбнулся им и низким, как раскаты грома, голосом заговорил. Царь Притху сказал: «О благородные сута, магадха и ты, певец, возносящий молитвы! Я вовсе не обладаю теми качествами, которые вы воспеваете. Зачем же превозносить меня за достоинства, которых у меня нет?»

Таким должно быть правильное поведение, которое следовало бы проявить стервятнику. Он должен был честно сказать о том, что не обладает качествами, за которые его прославляла кошка.

«Какой смысл напрасно тратить на меня слова? Не лучше ли вам найти того, кто действительно заслуживает их?» Так сказал царь Притху тем людям, которые его прославляли. Шрила Прабхупада пишет: «Молитвы суты, магадхи и вандина описывали божественные качества Махараджи Притху, потому что он был шактъявеша-аватарой Верховной Личности Бога. Но, поскольку царь еще не успел проявить эти качества, он смиренно спросил, зачем они так превозносят его. Он не хотел, чтобы его восхваляли за те достоинства, которыми он, как ему казалось, не обладал».

«О сладкоголосые певцы, со временем, когда воспетые вами добродетели проявятся во мне, ваши восхваления будут уместны. Благородный человек, возносящий молитвы Верховной Личности Бога, никогда не станет приписывать те же качества простому смертному, который в действительности ими не обладает» (ШБ, 4.15.23).

В комментариях Шрила Прабхупада пишет: «Хотя Притху Махараджа являлся подлинным воплощением Верховной Личности Бога, он отверг все славословия суты, магадхи и вандина, поскольку в то время еще не проявил качеств Верховной Личности. Тем самым он хотел подчеркнуть, что тот, кто не обладает божественными качествами, не должен позволять своим последователям и ученикам превозносить себя в расчете на то, что эти качества проявятся в будущем. Когда человек, который не обладает качествами великой личности, разрешает своим последователям восхвалять себя, уповая на то, что рано или поздно эти качества у него появятся, подобные восхваления есть не что иное, как оскорбление» (ШБ, 4.15.23, комм.).

Затем царь Притху повторил: «Достойно ли разумного человека, который в будущем может развить в себе возвышенные качества, позволять своим почитателям превозносить себя так, как будто он уже обладает этими добродетелями? Восхвалять человека, говоря, что он мог бы стать великим ученым, получи он образование, - значит самым бессовестным образом обманывать его. Глупец, принимающий подобные славословия всерьез, не понимает, что эти слова просто-напросто оскорбляют его».

Мы видим, что Махараджа Притху превосходно знает нити-шастру. Он предостерегает людей от опасностей такого восхваления. Конечно, никто не льстил ему, прославляя, потому что Махараджа Притху на самом деле был шактъявеша-аватарой Господа. Когда Махараджа Притху только появился, Господь Брахма низошел и сам проверил наличие особых знаков на ладонях и ступнях царя Притху. Увидев на них знаки Вишну, Брахма определил, что царь Притху является частичной экспансией Господа.

Текст 59

«Я пришла к тебе домой. И наставления, которым ты, как домохозяин, должен следовать, состоят в том, что даже если враг приходит в твой дом, с ним нужно обходиться как с гостем. Деревья не отказываются дать тень дровосеку».

Итак, обязанности домохозяина - принять гостя, даже если он враг. Но враг должен вести себя как гость. Если враг приходит с намерением убить хозяина, со стороны хозяина будет глупостью обращаться с ним, как с гостем. Такой гость называется ататаи, и его необходимо убить не задумываясь. Поддаться обману негодяев - это не признак религиозности, а признак глупости. Иными словами, мы не должны позволять себя обманывать. Негодяи не имеют права говорить, ссылаясь на авторитет писаний. Но они настолько опытны, что обманывают религиозных людей, которые, по идее, должны были быть сведущими в писаниях. Цель нити-шастры - защитить святых людей от обмана. Но в наше время опытные негодяи используют нити, чтобы обманывать святых людей, поэтому святые пришли к выводу, что нити предназначена только для политиков и негодяев, а не для них.

Но Господь Кришна продемонстрировал, как нужно использовать нити. Не используя нити, как Господь Кришна смог бы выдать Субхадру за Арджуну, не допустив раскола в семье? Господь Кришна хотел, чтобы Арджуна женился на Его сестре Субхадре, но Баларама был против, поэтому Кришна помог Арджуне достичь этой цели. Конечно, Баларама расстроился, вернее даже, разозлился, но, тем не менее, Кришна сделал

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24