Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 36 ------

Курма Рупа пр - Благотворный совет или Хитападеша ч.2 - Страница 36

доверять даже животным, которые склонны совершать благочестивые поступки, так как те, кто имеет поведение святых, никогда не отклоняются от хорошего поведения».

Этот стих прославляет людей, поведение которых указывает на них, как на святых. Здесь говорится, что можно доверять тем, чья природа святая, а не тем, кто выставляет себя святыми. Автор подчеркивает, что человек должен изучать природу других людей, наблюдая логику их поведения. Нельзя предполагать, что человек плох лишь на том основании, что родился в низкой семье, или думать, что человек хороший, потому что он очень красиво говорит. В Кали-Югу человека, умеющего хорошо излагать свои мысли, автоматически причисляют к великим ученым или святым. В Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Человек должен судить о положении другого, тщательно наблюдая за его качествами характера. Ваши подлинные качества характера - это то, что проявляется, когда вы остаетесь наедине с самим собой».

«Человек должен учиться отличать собаку от волка, настоящего друга от льстеца. Иначе человек на каждом шагу рискует стать жертвой обмана».

Это особенно важно в Индии, где все основано на человеческих отношениях. Недавно, впервые за последние одиннадцать лет, я был на Западе. Там многие человеческие отношения очень формализованы, поэтому вероятность быть обманутым меньше. В ИСККОНе есть такая шутка (обманный прием), что если вы хотите поговорить с человеком, живущим в другом городе, то звоните по определенной системе заказных звонков в храм и когда кто-то в храме берет трубку, вы говорите: «Это мистер Джайтанья. Я ищу мистера Джанмаштами». Затем Джанмаштами подходит к телефону и говорит: «Мистера Джанмаштами сейчас здесь нет. Он вернется через 5 минут». Но вы знаете, что тот, кому вы звоните, находится в храме, и можете не тратить деньги, звоня ему. Так вы можете получать бесплатную информацию. Но сейчас, когда посылается только запись, вы не можете говорить с абонентом, и с использованием техники меньше шансов обмана. А в Индии нет даже телефонных книг, и все отношения здесь до сих пор личностные, поэтому человек должен очень хорошо понимать характер людей.

«Хита падеша» была написана до появления различных современных приборов, когда все отношения строились лицом к лицу. Было очень важно, чтобы человек понимал свою собственную природу и природу других. И первый шаг в самоосознании состоит в том, чтобы понять свою обусловленную природу.

Текст 87

«Более того, сердце святого человека никогда не меняется, даже во время гнева, точно так же, как температура океана не изменяется из-за того, что вы поджигаете пучок соломы. Глупо думать, что, поджигая кусок соломы, вы нагреете океан. Точно так же махатма - уравновешенный человек».

Почему махатма всегда уравновешен? Потому что он всегда остается в сознании Кришны, и в результате он - нашочати на канкшати — шитошна сукха дукха дах Он поднимается над всей двойственностью, над честью и бесчестьем, над счастьем и страданьем, жарой и холодом. Все это он воспринимает одинаково. Поэтому если вы прославляете его или оскорбляете, он относится к этому равно. Садху не злобен по природе. Даже если его беспокоят, и он гневается, то он не желает кому-то навредить. Гнев садху даже благоприятен для других, как мы видим в истории с Нарадой Муни и сыновьями Куверы. Они вели себя не очень пристойно, за что Нарада Муни проклял их, чем оказал большую помощь.

«Хираньяка сказал: «Ты изменчивый, непостоянный. Нельзя дружить с такими ненадежными личностями».

Здесь он приводит еще одну причину. Вначале Хираньяка говорил, что ворон и мышь - это хищник и жертва, поэтому не может быть дружбы между ними. На это ворон ответил, что он не намерен есть мышь, потому что хочет общаться с Хираньякой живым. Хираньяка сказал: «Теперь ты изменчивый, непостоянный». Когда вы наслаждаетесь богатством, у вас много друзей. Но когда вы потеряете богатство и станете нуждаться в деньгах и помощи, то увидите, сколько у вас останется друзей.

«Человек не должен доверять кошке, буйволу, барану, вороне или подлому человеку, потому что ваше доверие к ним лишь увеличивает возможность причинить вам вред. Более того, ты - мой природный враг. Нельзя заключать перемирие с врагом. Человек не должен дружить с врагом даже после заключения мирного договора. Кипящая вода все равно гасит огонь».

Это хорошее сравнение, что вода и огонь являются противоположностями. Но даже если вы доведете воду до кипения, все равно она погасит огонь. Никогда нельзя дружить с прирожденными врагами. Мыши - обычная пища для ворон, поэтому для Хираньяки было бы ошибкой дружить с вороном. Вода - враг огня, даже если она приобретет какие-то качества пламени. Вода все равно погасит огонь, потому что они взаимоисключают друг друга.

Текст 90

«Нужно оставить общение со злобным человеком, даже если он ученый. Злонамеренный человек не может преодолеть свою природу, точно также как змея не станет безвредной, даже если ее украсить бриллиантами. Если такой человек обретает знания, он становится еще более опасным, потому что будет использовать знание во зло. Дать знание злобному человеку равносильно тому, что дать оружие врагу: он станет использовать его для эксплуатации невинных».

Злобный человек сравнивается со змеей. Если у нее алмаз на клобуке, она еще более злая.

Навигация:

Страница 38
Страница 37
-- Страница 36 --
Страница 35
Страница 34