Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 112 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 112

Брахма наставлял Нараду. Нарада наставлял Вьясадеву. Вьясадева наставлял Мадхвачарью. Это называется гуру-парампара. Гуру не появляется сам собой в какой-то группе. Это не гуру. Гуру должен стоять в цепи учителей.

— Гуру открывает свет, — высказал свое мнение спрашивавший.

Прабхупада попросил его рассказать, что за «свет» был открыт ему.

— Если ему не известно знание, то как он может то-то открыть? Поэтому мы спрашиваем вас: «Каково ваше духовное знание?»

— Это я спрашиваю вас, — попытался уйти от ответа собеседник. — Вы можете дать такой же опыт, как мой гуру?

Но Прабхупада стоял на своем.

— Нет, сначала скажите, как вы понимаете себя. Если вы действительно являетесь учеником гуру, то я пойму это по вашим речам. Поэтому если вы обратились к гуру, то я спрашиваю вас: «Что вы подразумеваете под духовным знанием?» Прежде всего, скажите мне это.

Ища поддержки, юноша повернулся к девушке, которая сидела позади него.

— Свет, который находится между глаз, — сказала она.

Прабхупада, похоже, не расслышал ее ответа. Он повернулся к Мадхудвише:

— Что?

Мадхудвиша повторил ответ девушки.

— Свет… Свет, который расположен между глазами.

Лицо Шрилы Прабхупады оставалось серьезным. Мгновение он молчал. Его короткий, почти равнодушный ответ был открытым признанием серьезности и веса сознания Кришны.

— Благодарю вас, — торжественно произнес он и перешел к следующему вопросу.

Следующий вопрос был задан молодым человеком.

— Не могли бы вы сказать, в чем разница между вашим Богом, христианским Богом и разными другими религиями?

Глубокий ответ Прабхупады был совершенно ясен.

— Нет двух Богов, Бог один. Христиане называют Бога одним именем, а другие религии — другими именами. Например, вода. Одни называют эту субстанцию «джал», другие «пани», а третьи «вода». Если какое-то название указывает на данный предмет, это идеальное название. В противном случае это не название вообще. Богов не может быть два. Не может быть христианского Бога, индуистского Бога, мусульманского Бога. Бог один. Теперь, Бог познается в соответствии с точкой зрения каждого. Например, солнце. Солнечное сияние есть свет. Но сияние отличается от небесного тела Солнце. А небесное тело Солнце отличается от той личности, которая живет на нем, хотя все они суть свет. Подобным образом, согласно ведической науке, Бог познается в три фазы: Брахман, Параматма и Бхагаван — безличный Брахман, локализованная Параматма и Верховная Божественная Личность. Все зависит от степени осознания. Абсолют осознается с разных точек зрения. Следовательно, хотя существуют разные типы религий, разные типы общественного устройства, центр у всех у них один.

Прабхупада привел еще один пример:

— Если вы смотрите на гору с дальнего расстояния, она похожа на тучу. Если вы приблизитесь к ней, вы увидите нечто зеленое. А если вы заберетесь на нее, вы увидите великое разнообразие жизни — зверей, деревья, много чего. Это одна и та же гора, но при разных обстоятельствах она выглядит по-разному. Иногда как туча, иногда как нечто зеленое, а иногда как большое разнообразие. Так и Абсолютная Истина. Она полна духовного разнообразия. Те, кто пытается понять Абсолютную Истину с очень далекого расстояния, они видят просто то-то неопределенное, нечто неясное, несовершенное, не личностное. Если они видят больше, то это уже Параматма. На самом деле существует три стадии осознания. Ваданти тат таттва-видас, таттвам ядж джнанам адваям, брахмети параматмети, бхагаван ити шабдъяте. Все три суть одно и то же, но в соответствии с нашим пониманием, с нашими возможностями, один человек осознаёт Бога как имперсональный Брахман, другой осознаёт Его как ту же истину в виде локализованной Параматмы, а третий осознаёт Его как прекрасного Кришну. Вот и вся разница.

В конце встал человек средних лет и сказал:

— Почему Мер-Баба считал себя Богом?

Прабхупада помолчал. В зале повисла тишина.

— Я могу сказать что-то очень резкое. Я не хотел бы этого говорить. Это глупость, вот и все. Бог — это не такая дешевая вещь, чтобы достаточно было сказать «Я — Бог», — и ты уже Бог. Это для глупцов, не для умных людей.

После заключительной киртаны Прабхупада спустился в зал. Когда он подошел к проходу, ведущему к главному выходу, преданные и гости выстроились в две линии и наклоняли головы или преклоняли колени перед ним. Прабхупада медленно шел по проходу и, ко всеобщему восторгу, прикасался к каждой склоненной голове. Даже фотографы и журналисты удостоились милостивого прикосновения Шрилы Прабхупады.

Когда Шрила Прабхупада отбыл в храм, гостям подали большой пир, состоявший из кришна-прасада.

* * *

Вечером храмовые повара получили угрожающую весть.

— Прабхупада, — сказал Бали-мардана, — не станет продолжать процесс установления Божеств, пока кухня не будет вымыта тщательнейшим образом.

Преданные посоветовались и приготовились к марафону. Они решили всю ночь мыть и чистить кухню.

Однако установление Божеств все еще было под вопросом. Бали-мардана довел до сведения Прабхупады, что в храме не хватает брахманов. Без команды квалифицированных пуджари, священников, невозможно будет поддерживать более высокий уровень поклонения. После напряженной дискуссии было решено, что двое мельбурнских преданных на следующий день получат и первое, и второе посвящение сразу. Только давление обстоятельства вынудило поставить их на служение Божествам на полный день.

В эту