и увидел первого в моей жизни преданного, которого звали, как я позже узнал, Упендрой. На нем был тюрбан, поэтому я вначале не заметил бритой головы. Он был одет в желтые одежды и вязаный жилет, который Упендра так любил. Он стоял, улыбаясь своей ангельской улыбкой, и распространял журнал «Назад к Богу».
Я спросил его: «Что все это значит?» И он рассказал мне нечто, что было полно для меня глубокого смысла — задело меня за живое, если хотите. Он сказал, что любовь к Богу — это естественная склонность, дремлющая в сердце каждого живого существа, причем не только души, обитающей в человеческом теле, но и вообще во всех одушевленных телах.
Еще он сказал, что любовь к Богу можно оживить пением «Харе Кришна». Как семя поливают водой, сказал он, так и семя любви к Богу поливают пением «Харе Кришна».
Мы стояли на краю тротуара, а мимо проходил какой-то бизнесмен. Упендра наклонился вперед и проговорил ему прямо в правое ухо: «Харе Кришна». Как я понял, это было демонстрацией процесса поливания. Он объяснил мне, что не играет роли, понял человек или нет важность звуковой вибрации, которая вошла в его ухо. Результат все равно будет: Бог и Его Имя — абсолютны. Упендра дал мне карточку и пригласил меня прийти в храм вечером.
Затейливого вида четырехкомнатный домик с голубыми стенами, обтянутыми мешковиной, из которого открывался вид на Сидней, стал местом проведения вечерних лекций по Бхагавадгите, проходивших по понедельникам, четвергам и пятницам. По счастливой случайности храм находился за углом от дома, в котором жили Крис и Кристина. В тот вечер они собирались пойти на занятия по йоге, но Крис, вернувшись домой, сказал Кристине: «Давай не пойдем туда, давай пойдем в другое место, это рядом, за углом».
Крис: Я помню, как мы пришли в маленькую комнату, которая и была главным храмовым помещением. Как только рассеялся дым благовоний, я впервые заметил бритые головы. Но мне все это показалось совсем не таким странным, как большинству людей, когда они впервые попадают в такое необычное окружение. Когда я слушал лекцию Упендры, он показался мне очень привлекательным и захватывающим оратором. Он был совершенством, когда старался представить философию в кристально-чистом виде. Я не смог бы поспорить ни с одним его утверждением. Все это меня крайне заинтересовало, и я горел желанием узнать побольше.
Кристину философия так сразу не убедила. «Почему они одеваются как индийцы?» — думала она. Кроме того, она нашла, что сидеть скрестив ноги в микро-мини-юбке — акробатический номер, который ей не под силу. Один раз она хихикнула над каким-то высказыванием Упендры. Крис повернулся к ней и велел ей сидеть тихо. В отличие от него, она просидела молча до конца встречи, старясь понять, что все это значит. В тот вечер Крис купил новый номер «Назад к Богу» и после этого стал регулярно ходит на воскресные пиры.
* * *
12 апреля сиднейская газета «Глашатай солнца» опубликовала большой репортаж о преданных. Статья, озаглавленная «Храм Харе Кришна в Поттс-Пойнте», сопровождалась фотографией, на которой был изображен аскетичный Бали-мардана с мридангой, сидящий скрестив ноги на полу и беседующий со скромным бородатым журналистом. Упендра сидел рядом с простым алтарем, который непосвященному мог показаться просто парой коробок, поставленных одна на другую и накрытых куском ткани, которые были украшены двумя подсвечниками и какими-то картинками. Журналист, Крис Притчард, написал точный и правдивый отчет о своем посещении храма:
На этой неделе я провел один день в первом в Сиднее храме религии Харе Кришна.
Эта религия, впервые представленная Австралии в прошлом месяце, была принесена в Соединенные Штаты Америки несколько лет назад. Сейчас в активе Харе Кришна десятки тысяч последователей и множество зданий и сельскохозяйственных общин по всей Америке и Европе.
Австралийский центр Международного общества сознания Кришны арендует старый дом в Поттс-Пойнте.
Сладкий аромат благовоний струится из дверей голубого домика. На аллее в саду двое молодых людей в длинных одеждах — оба американцы, один женат, другой нет — хлопают в ладоши и неторопливо ходят взад и вперед по аллее, напевая то, что хорошо знакомо каждому молодому австралийцу:
харе кришна харе кришна
кришна кришна харе харе
харе рама харе рама
рама рама харе харе
Этот напев, разумеется известен каждому, потому что звучит в одной из песен мюзикла «Волосы». Но мало кто из слышавших его молодых людей связывает это пение с религией Харе Кришна.
В доме мужчина готовит по индийскому рецепту вегетарианское блюдо из риса и овощные шарики. В другой комнате несколько австралийцев слушают музыку Кришны. Я снимаю обувь и вслед за двумя американцами вхожу в святая святых — храм Харе Кришна.
Мы садимся, скрестив ноги, перед алтарем, который украшен изображением Прабхупады, А.Ч. Бхактиведанты Свами, международного руководителя этой веры, того самого человека, который принес ее из своей родной Индии