Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 157 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 157

новичкам, что в храме лучше не жить. Он не настаивал на строгом исполнении правил и предписаний и не развивал никакой организованной проповеди — только время от времени устраивал совместное пение «Харе Кришна». И он по-прежнему возражал против «тяжелых» методов распространения книг. Шрила Прабхупада терпел Сиддха-Сварупу и его отколовшуюся группу, хотя порой они критиковали его детище — ИСККОН. Он стремился вдохновлять каждого, кто повторял «харе-кришна» или хотел стать его последователем. Если они повторяют «харе-кришна», говорил он, они постепенно очистятся.

Однако во время своего последнего визита на Гавайи пять месяцев назад Шрила Прабхупада открыто высказался против раскольнической философии Сиддха-Сварупы. На утренней лекции юноша с длинными волосами спросил Шрилу Прабхупаду:

— Почему некоторые настаивают на том, что духовная жизнь должна непременно быть чем-то организованным, как какая-нибудь традиционная религия? Разве абсолютная духовная природа не отличается от всего этого, разве она не может обойтись без правил и организаций? Разве обязательно быть таким заорганизованным?

— Да! — громко и с силой ответил Прабхупада. — Мы должны быть очень организованными! Очень строгими! Мы не должны отклоняться ни на волос!

Прабхупада видел противоречие, и его ответ был ясен.

— Мы имеем миссию, которую должны культивировать во всем мире, — сказал он. — Мы должны печатать и распространять книги, открывать центры и обучать преданных, а с этим нам никогда не справиться, если мы не будем очень организованными и очень собранными. Если нам предстоит нести миссию спасения падших душ, а именно в этом заключается желание Господа Чайтаньи и предшествующих ачарий, тогда нам нужно организовать движение санкиртаны очень тщательно. И мы должны быть строгими преданными.

Несколько преданных, разделивших философские воззрения Сиддха-Сварупы, жили теперь вне храма в Мельбурне. Они практиковали сознание Кришны независимо, не посещая храм, но сейчас пришли, чтобы увидеть Шрилу Прабхупаду. Еще вчера, после лекции по Шримад-Бхагаватам, один юноша, живший за пределами храма, спросил Шрилу Прабхупаду:

— Если Кришна повсюду, почему мы такое значение придаем строгой жизни в храме?

Прабхупада объяснил, что у нас нет глаз, чтобы увидеть Кришну повсюду. Поэтому мы должны придавать такое большое значение храму.

— Если вы развили зрение, чтобы видеть Кришну повсюду, — серьезно сказал он, — вы уже не нуждаетесь в храмовом поклонении. Но зачем вы пытаетесь сымитировать это состояние? У вас-то еще нет такого зрения.

Некоторые преданные, жившие вне храма, ссылались на то, что Прабхупада одобряет их деятельность и лидера, а те, кто жили в храме, критиковали отколовшиеся группы, и этот обмен мнениями все продолжался и продолжался.

* * *

В тот четверг несколько местных преданных пришли после обеда к Сатсварупа-дасу Госвами, чтобы обсудить отношения, сложившиеся между двумя лагерями. Сатсварупа поделился своим пониманием, которое сложилось у него после поездок с Прабхупадой на Гавайи, в Японию и в Гонконг, где они столкнулись с аналогичными проблемами. Хотя расхождение между «храмовыми» преданными и «вольными» преданными очень напоминало раскол, Сатсварупа старался не употреблять этого слова.

Он объяснил, что раньше, в Гонконге он уже допустил ошибку, назвав происходящее расколом. «Шрила Прабхупада, — спросил он, как быть с расколом в нашем Движении?»

— Нет такой вещи как раскол, — тут же оборвал его Прабхупада. — Есть только неискренность, вот и все. Я читаю шестнадцать кругов и следую принципам, ты делаешь то же самое. Нет никакого раскола. Только если один из нас станет неискренним или не будет соблюдать правила, начнутся проблемы.

Сатсварупа больше ничего не сказал, теперь даже само произнесение им слова «раскол» казалось неуместным. Сатсварупа объяснил присутствующим преданным свое понимание слов Прабхупады: жить отдельно от храма — это одно, а действовать вопреки указаниям своего духовного учителя — другое, и этому нет оправдания. Его Движение и все наставления, которые он дал, предельно ясны, и им должны следовать все. Если кто-то не следует этим указаниям, то нельзя доверять ничему, что он пытается создать, делая вид, что «раскол» это какая-то новая духовная реальность. Наоборот, такой человек губит, иссушает духовность. Сатсварупа привел в пример отломившуюся ветку. Хотя поначалу она кажется свежей и зеленой, она неизбежно завянет и погибнет. Такой конец неизбежно ждет каждого, сказал он, кто ослушается приказа духовного учителя.

* * *

Первая публичная лекция Шрилы Прабхупады в похожей на пещеру Мельбурнской Ратуше была назначена на 8 вечера. Преданные начали готовить зал с обеда. Оранжево-золотую храмовую вьясасану, поставленную в центре сцены, украшали две цветочные гирлянды, разноцветные флаги и фестоны. В фойе была развернута большая выставка книг Шрилы Прабхупады, после программы гостей ожидал роскошный пир. Когда машина Шрилы Прабхупады въезжала в ворота для VIP, на сцене уже вовсю шла киртана. Величественный и сияющий Прабхупада в блестящих шелковых дхоти и курте вошел в зал.

Зал выглядел не таким полным, как на первой лекции Шрилы Прабхупады два года назад, но две или три сотни собравшихся сидели тихо и слушали внимательно. Шрила Прабхупада спел свой любимый бхаджан «Джая Радха-Мадхава» и приготовился говорить.

Хотя во время своих путешествий Шрила Прабхупада постоянно комментировал Бхагавадгиту, он не придерживался последовательности стихов.