Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 162 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 162

свободным от этих обозначений значит думать так: «Я не принадлежу ни к какой из этих категорий. Я вечный слуга Господа». Если вы достигаете этого положения, это и есть общее основание. Дайте возможность каждому осознать себя вечным слугой Господа, и все проблемы будут решены.

Так вот, в Движении сознания Кришны мы повторяем и поем Святые имена Бога. В Библии тоже сказано: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое». Итак, имя существует, у Бога есть имя. Имя Бога — Христос, или Кристо, или Кришна. Поэтому мы можем петь вместе. Что тут трудного? И те, кто исповедует христианство, тоже могут это делать. Имя у Бога есть. Иначе зачем бы Господу Иисусу давать этот совет: «Хвалите имя Господне»? Это и есть пение Имени. Так давайте же вместе прославлять Имя Господне. Это общее основание. Благодарю вас.

Присутствовавшие священники и семинаристы выразили Шриле Прабхупаде свое одобрение продолжительными аплодисментами.

Во время вопросов семинаристы были очень почтительны. Чтобы задать вопрос, они поднимались с места и обращались к Шриле Прабхупаде «Ваша Божественная Милость». Один священник сказал:

— Кем Его Милость считает Иисуса Христа?

Очевидное преклонение Шрилы Прабхупады перед Господом Иисусом тронуло слушателей.

— Иисус Христос, Господь Иисус Христос… Он — сын Божий, лучший сын Бога. Мы очень чтим его. Да. Мы уважаем каждого, кто учит людей сознанию Бога. Для нас не важно, в какой стране, в какой атмосфере он проповедовал. Это для нас не важно.

Другой священник спросил:

— Св. Франциск, основатель нашего ордена, толкуя Священное писание призывал видеть Бога во всем. Он даже говорил «брат пес», «сестра кошка», «сестрица вода» и «отец ветер». Что Ваша Милость скажет об этом?

В зале повисло напряженное молчание.

Прабхупада широко раскрыл глаза и кивнул.

— Это настоящее сознание Бога. Это истинное сознание Бога, да-да. Не то что «я сознаю Бога и убиваю животных». Это не сознание Бога. Принимать деревья, растения, низших животных, даже маленьких муравьев как братьев — это истинное сознание Бога. Об этом говорится в Бхагавадгите: самах сарвешу бхутешу. Самах означает «равный ко всем живым существам». Нужно видеть вечную душу. Каждый — будь то кошка, собака, дерево, муравей, насекомое или великий человек, является неотъемлемой частицей Бога. Просто одеты все по-разному. Один в одежду дерева, другой в одежду короля, а третий в одежду насекомого. Это тоже объясняется в Бхагавадгите: пандитах сама даршинах. «Тот, кто является пандитом, то есть, ученым, смотрит одними глазами». И если Св. Франциск мыслил так, он обладал высочайшим уровнем духовного понимания.

Это был трогательный момент. Казалось Прабхупада открывает своим слушателям нечто такое о Св. Франциске, чего многие, возможно, раньше не понимали. Присутствующим — и преданным Кришны, и христианам — было ясно, что Прабхупада чтит Св. Франциска не меньше, а может быть и больше, чем сами францисканцы.

Во время киртаны многие монахи и священники встали и приняли участие в пении. Одни хлопали в ладоши, другие пели, некоторые утирали слезы. Торжественная поначалу атмосфера сменилась чистой радостью. Монахи предложили Шриле Прабхупаде полное блюдо нарезанных фруктов, и он принял несколько кусочков, остальное жестом велев раздать присутствующим. После этого Шрила Прабхупада поднялся, и на этом успешная программа закончилась.

Читтахари: Когда Шрила Прабхупада выходил из монастыря, я представил его своей матери. Он улыбнулся ей и сказал: «У вас чудесный ребенок». Мама ответила: «Благодарю, у меня их десять». Прабхупада снова улыбнулся и сказал: «Мы можем забрать их всех».

По дороге обратно в храм Шрила Прабхупада выражал свое удовлетворение. Это была удачная встреча, сказал он. В тот же день он написал двум своим ученикам в Бангалор:

Вы писали, что один христианин стал пожизненным членом нашего Общества, привлекшись нашими книгами. У нас тоже был подобный опыт. Сегодня мы выступили с лекцией в семинарии в Мельбурне, в Австралии, и молодые францисканские монахи слушали очень почтительно. Общаясь с христианами мы никогда не говорим, что наша религиозная система лучше, чем их. Мы говорим просто о любви к Богу, са ваи пумсам паро дхармо. Им нравится, как мы объясняем сознание Бога на основе Вед — если они искренни, разумеется. Так что где бы ты ни встретился с христианами или христианскими организациями, постарайся оставить им наши книги и сделать их свободными членами нашего Общества.

* * *

Преподобный Гордон Пауэлл, глава Шотландской Пресвитерианской Церкви Мельбурна, пришел к Шриле Прабхупаде в середине дня. Священник оказался благочестивым человеком, проявившим естественное почтение к Шриле Прабхупаде. Он начал беседу с того, что похвалил преданных за их спокойные манеры.

— Ваши люди обладают безмятежностью, которая не свойственна жителям Запада. В чем секрет этой безмятежности?

— Это сознание Кришны, — ответил Прабхупада.

Если человек связан с Богом, объяснил Прабхупада, он естественно приобретает божественные качества. Безмятежность — это лишь одно из двадцати шести божественных качеств преданного. Преподобный заинтересовался.

— Двадцати шести? Не назовете ли вы еще какие-нибудь?

Шрила Прабхупада попросил Сатсварупу прочитать полный список из «Учения Господа Чайтаньи», и Преподобный внимательно слушал, как Сатсварупа перечисляет их все одно за